СНГ исполнилось 15 лет

СНГ исполнилось 15 лет

СНГ исполнилось 15 лет

8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). А ровно 15 лет назад — 21 декабря 1991 года в Алматы главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к этому соглашению, в котором было отмечено, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество независимых государств. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония. СНГ продолжает действовать на основании устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года, и на началах суверенного равенства всех его членов. Государства- члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Основная цель СНГ — сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях. В Содружестве действуют более 60 межгосударственных координационных и консультативных органов, основными из которых являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет. При этом в рамках СНГ действуют и другие объединения: Союзное государство России и Беларуси, ЕврАзЭС, ЦАЭС, ГУАМ.
Но все это данные официального порядка, на деле же, уверены многие наблюдатели, абсолютное большинство структур СНГ на сегодня практически бездействуют. И на этом фоне интересно было бы выяснить, какова реальная польза для Азербайджана от участия в этом объединении в прошлом, и чего больше принесет ему дальнейшее пребывание в СНГ — минусов или плюсов?
Политолог Расим Мусабеков считает, что «во всяком случае вступление в СНГ для государств, которые образовались на обломках СССР, дало возможность в более-менее управляемом режиме отрегулировать целую массу проблем, связанных с размежеванием. Хочу обратить внимание на то, что в свое время вступление в СНГ было условием международной легитимизации. Грузия, которая изначально не вступила в СНГ, была признана со стороны ООН и ОБСЕ позже, чем другие постсоветские государства. В рамках СНГ была решена масса вопросов, связанных с разделом общего имущества между республиками, в одночасье ставшими новыми независимыми государствами. Экономика была переплетена, решались очень многие вопросы собственности, связанные с пенсионным обеспечением, признанием дипломов, перемещением людей. И я думаю, несправедливо будет говорить о том, что эта организация никакую функцию не выполнила. Она выполнила очень важную функцию размежевания бывшего советского пространства. Другое дело, что Россия и другие может быть республики связывали с СНГ надежды, что оно станет новой интеграционной формой. Этого не стало, слава Богу, и Азербайджан вместе с Украиной, Грузией и Молдовой активно препятствовали тому, чтобы трансформировать СНГ в некое подобие Варшавского договора, пространство, где опять доминировала бы Россия. И это тоже плюс для СНГ. С точки зрения перспектив я ничего такого для этой организации не вижу, потому что свою миссию она на 90–95% выполнила. Остаются взаимосвязи, все эти страны граничат между собой прямо и через Россию. В каком- то смысле требуется осуществлять переговоры на многосторонней основе, и саммиты СНГ в этом смысле не в тягость. Пусть на них ничто и не решается, но сами обсуждения тоже имеют определенный смысл для государств. Они дают возможность встретиться и переговорить в одном месте сразу с несколькими коллегами. Поэтому СНГ не отягощает Азербайджан и никоим образом не препятствует ему развивать свои связи в других, более приоритетных интеграционных направлениях — я имею в виду ЕС, НАТО, ОЧЭС и ГУАМ. Так что в качестве рациональной задачи выход из СНГ перед азербайджанской дипломатией не стоит».
Бывший дипломат Расим Агаев напомнил, что когда Муталибов поехал на подписание договора по СНГ, «там с помощью армянских интриг пытались даже устроить обструкцию азербайджанской делегации. Если мне не изменяет память, Каримов и Назарбаев пригласили Муталибова сесть за стол, и вопрос был исчерпан. Я думаю, что на тот момент создание СНГ было абсолютно правильным решением. И политическая практика подтвердила его правоту. И наш Народный фронт, который тоже пытался устроить обструкцию СНГ, вынужден был ездить в Москву и вести переговоры с Ельциным — их заставили осознать необходимость этого. А Г.Алиев с самого начала всячески демонстрировал свое лояльное отношение к этой организации. Я думаю, вступление в СНГ на том этапе для Азербайджана имело значение в связи с конфликтом, в который он оказался втянут. Нужно было время, чтобы обустроить страну, решить внутренние проблемы, что и делается. Но, к сожалению, исторический процесс привел не к укреплению СНГ. Развод все-таки состоялся. И теперь значение этой организации заключается в том, что сторонам удалось избежать резких, болезненных форм развода. На момент создания СНГ многие советские люди надеялись на сохранение в этом виде прежнего единого государства. Ельцин чувствовал это, и, согласившись на создание СНГ, он фактически обманул ожидания очень многих людей в разных республиках».

Р.Оруджев

Оценить статью
(0)