«Русский базар» продолжает знакомить читателей с наиболее оригинальными и востребованными в Соединенных Штатах Америки профессиями. Сегодня мы поговорим о дальнобойщиках, или (проще говоря) водителях огромных грузовиков (траков), перевозящих крупногабаритные грузы на огромные расстояния.
Лично у меня при словосочетании «американский дальнобойщик» сразу возникают ассоциации, навеянные голливудскими фильмами. В них упомянутые специалисты обычно предстают эдакими загорелыми здоровяками с «пивными» животами, одетыми в потрепанные синие джинсы, рубашку с пятнами от машинного масла и бейсболку с изображением американского флага. Весь день они крутят «баранку», преодолевая сотни миль, а вечером отдыхают с коллегами за
Итак, по данным Ассоциации американских дальнобойщиков (American Truckers Association — ATA), на сегодняшний день в Соединенных Штатах насчитывается более четырех миллионов водителей грузовиков. Сразу отмечу, что, согласно статистике, каждый двадцатый водитель трака — женщина. Следовательно, все разговоры о том, что дальнобойщик — профессия сугубо мужская, не имеют под собой никакой почвы. Например, в почетных рядах ATA состоит
«За четверть века трудового стажа я побывала более ста раз в каждом штате Америки, — признается Кэтрин. — Около сорока раз я перевозила грузы в Канаду, а вот в Мексике довелось бывать лишь семь раз».
Каждый водитель трака в Америке обязан обладать лицензией CDL. Помимо этого, он должен досконально знать правила транспортировки специфических грузов. В США дальнобойщиков обычно разделяют на 6 основных категорий: Auto Haulers занимаются доставкой легковых автомобилей, мотоциклов и громоздкой сельскохозяйственной техники. Dry Van Drivers перевозят нескоропортящиеся товары в закрытых фурах. Flat Bed Drivers специализируются исключительно на транспортировке больших однотипных изделий (например, стальных труб или древесины) в полуоткрытых контейнерах. Водители LTL (в переводе Less than Truck Load — груз легче, чем вес грузовика) перевозят товары на небольшие расстояния и обычно разгружают их самостоятельно. Водители категории reefer занимаются доставкой замороженных и охлажденных продуктов. Tanker drivers имеют дело с жидкостью (например, бензином), находящейся в специальных цистернах. Теперь представьте, что водитель каждой из упомянутых категорий должен учитывать баланс груза и обладать специальными навыками вождения.
«Перевозить две сотни замороженных мясных туш, которые раскачиваются при каждом повороте грузовика, или 6 тысяч коробок с плотно упакованными канцтоварами — две огромные разницы, — рассказывает дальнобойщик Вирджил МакКол из Канзаса. — Профессиональный перевозчик всегда учитывает точный вес, объем и специфику груза. Иногда достаточно ошибиться всего на 800–900 паундов, чтобы не вписаться в поворот».
В 2002 году в штате Арканзас грузовик с цистерной дизельного топлива вылетел на повороте за пределы шоссе на 82 ярда (примерно 74.6 метров). Опытный водитель долго не мог понять, почему трак «слетел» с проезжей части. Все оказалось проще простого: дальнобойщик восемь лет перевозил продукцию обувной фабрики. Сменив работодателя и специфику перевозимого груза, он нисколько не подумал над тем, чтобы изменить характеристики управления транспортным средством. К сожалению, подобное встречается частенько, а это может привести к аварии и жертвам.
В настоящий момент автомобильная корпорация Daimler Chrysler разрабатывает траки нового поколения. Их скорость и маневренность не должна будет зависеть от веса и типа перевозимых грузов.
Не лишним будет сказать о рабочем графике дальнобойщиков. Согласно американскому трудовому законодательству, водитель может вести трак не более 11 часов подряд. После этого, ему требуется как минимум
Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics) предусматривает зарплату дальнобойщиков от $30 до $90 тысяч в год. Заработок в первую очередь зависит от квалификации и опыта работника. Естественно, водитель, перевозящий опасные химические вещества из
В крупных компаниях вроде Microsoft или IKEA зарплата профессиональных дальнобойщиков может достигать $1 — $3 за милю. Однако, повторюсь, сумма заработка напрямую зависит от трудового стажа.
Водители трака стоят на девятом месте в списке самых опасных профессий в США (на восьмом месте — электрики, на десятом — таксисты). По статистике, на 100 тысяч дальнобойщиков приходится 26.5 смертельных случаев в год. Чаще всего они погибают
Особо стоит сказать о прекрасном сервисе для водителей траков на американских дорогах. АТА, наряду с рядом других организаций, строго следит за тем, чтобы дальнобойщики, находясь в любой точке Соединенных Штатов, без проблем могли найти поблизости место для парковки, отель, ресторан или закусочную. Сегодня практически все крупные компании снабжают траки системами навигации, спутниковыми телефонами и маячками, помогающими отследить местоположение машины и ее водителя в любой точке страны. Так что заблудиться дальнобойщикам на американских дорогах сложно.
Кстати, в штатах Канзас, Айова, Оклахома, Арканзас и Мичиган к дальнобойщикам особо почетное отношение. Многие малые бизнесы этих штатов, в частности, отели, бензоколонки и заведения общепита, выживают именно за счет грузоперевозчиков. На дверях этих бизнесов частенько красуется надпись Welcome Truckers. Постоянных водителей знают в лицо, так что знакомый маршрут превращается в непрерывную встречу со старыми знакомыми.
Трудно представить, в каком состоянии оказалась бы американская экономика, если бы не кропотливый труд дальнобойщиков, которые ежедневно доставляют нам самые необходимые товары и продукты питания. Меня всегда восхищали люди, виртуозно управляющие огромными длинными траками. Ведь водить такую «махину» приходится не только по широким пригородным хайвэям, но и по узким тесным улочкам того же Манхэттена или Бруклина. Ничего не скажешь — это настоящее искусство!
Михаил Соболев