Профессия - дальнобойщик

Профессия - дальнобойщик

Профессия - дальнобойщик

«Русский базар» продолжает знакомить читателей с наиболее оригинальными и востребованными в Соединенных Штатах Америки профессиями. Сегодня мы поговорим о дальнобойщиках, или (проще говоря) водителях огромных грузовиков (траков), перевозящих крупногабаритные грузы на огромные расстояния.
Лично у меня при словосочетании «американский дальнобойщик» сразу возникают ассоциации, навеянные голливудскими фильмами. В них упомянутые специалисты обычно предстают эдакими загорелыми здоровяками с «пивными» животами, одетыми в потрепанные синие джинсы, рубашку с пятнами от машинного масла и бейсболку с изображением американского флага. Весь день они крутят «баранку», преодолевая сотни миль, а вечером отдыхают с коллегами за кружкой-другой пива в придорожном кафе…
Итак, по данным Ассоциации американских дальнобойщиков (American Truckers Association — ATA), на сегодняшний день в Соединенных Штатах насчитывается более четырех миллионов водителей грузовиков. Сразу отмечу, что, согласно статистике, каждый двадцатый водитель трака — женщина. Следовательно, все разговоры о том, что дальнобойщик — профессия сугубо мужская, не имеют под собой никакой почвы. Например, в почетных рядах ATA состоит 48-летняя Кэтрин Гревсауз, за свою карьеру проехавшая на грузовике марки Mack аж 3 миллиона 122 тысячи миль (для примера, общая протяженность всех американских дорог — 4.5 млн. миль).
«За четверть века трудового стажа я побывала более ста раз в каждом штате Америки, — признается Кэтрин. — Около сорока раз я перевозила грузы в Канаду, а вот в Мексике довелось бывать лишь семь раз».
Каждый водитель трака в Америке обязан обладать лицензией CDL. Помимо этого, он должен досконально знать правила транспортировки специфических грузов. В США дальнобойщиков обычно разделяют на 6 основных категорий: Auto Haulers занимаются доставкой легковых автомобилей, мотоциклов и громоздкой сельскохозяйственной техники. Dry Van Drivers перевозят нескоропортящиеся товары в закрытых фурах. Flat Bed Drivers специализируются исключительно на транспортировке больших однотипных изделий (например, стальных труб или древесины) в полуоткрытых контейнерах. Водители LTL (в переводе Less than Truck Load — груз легче, чем вес грузовика) перевозят товары на небольшие расстояния и обычно разгружают их самостоятельно. Водители категории reefer занимаются доставкой замороженных и охлажденных продуктов. Tanker drivers имеют дело с жидкостью (например, бензином), находящейся в специальных цистернах. Теперь представьте, что водитель каждой из упомянутых категорий должен учитывать баланс груза и обладать специальными навыками вождения.
«Перевозить две сотни замороженных мясных туш, которые раскачиваются при каждом повороте грузовика, или 6 тысяч коробок с плотно упакованными канцтоварами — две огромные разницы, — рассказывает дальнобойщик Вирджил МакКол из Канзаса. — Профессиональный перевозчик всегда учитывает точный вес, объем и специфику груза. Иногда достаточно ошибиться всего на 800–900 паундов, чтобы не вписаться в поворот».
В 2002 году в штате Арканзас грузовик с цистерной дизельного топлива вылетел на повороте за пределы шоссе на 82 ярда (примерно 74.6 метров). Опытный водитель долго не мог понять, почему трак «слетел» с проезжей части. Все оказалось проще простого: дальнобойщик восемь лет перевозил продукцию обувной фабрики. Сменив работодателя и специфику перевозимого груза, он нисколько не подумал над тем, чтобы изменить характеристики управления транспортным средством. К сожалению, подобное встречается частенько, а это может привести к аварии и жертвам.
В настоящий момент автомобильная корпорация Daimler Chrysler разрабатывает траки нового поколения. Их скорость и маневренность не должна будет зависеть от веса и типа перевозимых грузов.
Не лишним будет сказать о рабочем графике дальнобойщиков. Согласно американскому трудовому законодательству, водитель может вести трак не более 11 часов подряд. После этого, ему требуется как минимум 10-часовой перерыв. В соответствии с этим правилом, установленным еще в 1985 году, работодателями рассчитываются дистанции и сроки поездки.
Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics) предусматривает зарплату дальнобойщиков от $30 до $90 тысяч в год. Заработок в первую очередь зависит от квалификации и опыта работника. Естественно, водитель, перевозящий опасные химические вещества из Нью-Йорка в Калифорнию получает намного больше, чем, например, его коллега, занимающийся транспортировкой замороженной рыбы из Нью-Джерси в Пенсильванию.
В крупных компаниях вроде Microsoft или IKEA зарплата профессиональных дальнобойщиков может достигать $1 — $3 за милю. Однако, повторюсь, сумма заработка напрямую зависит от трудового стажа.
Водители трака стоят на девятом месте в списке самых опасных профессий в США (на восьмом месте — электрики, на десятом — таксисты). По статистике, на 100 тысяч дальнобойщиков приходится 26.5 смертельных случаев в год. Чаще всего они погибают из-за нарушения элементарных правил техники безопасности. Водители траков могут заснуть за рулем после 20–25 часов непрерывного вождения, превысить скорость, несерьезно отнестись к легко воспламеняющимся и опасным грузам. Если бы не эти грубые нарушения, работа дальнобойщиков считалась бы едва ли не самой безопасной.
Особо стоит сказать о прекрасном сервисе для водителей траков на американских дорогах. АТА, наряду с рядом других организаций, строго следит за тем, чтобы дальнобойщики, находясь в любой точке Соединенных Штатов, без проблем могли найти поблизости место для парковки, отель, ресторан или закусочную. Сегодня практически все крупные компании снабжают траки системами навигации, спутниковыми телефонами и маячками, помогающими отследить местоположение машины и ее водителя в любой точке страны. Так что заблудиться дальнобойщикам на американских дорогах сложно.
Кстати, в штатах Канзас, Айова, Оклахома, Арканзас и Мичиган к дальнобойщикам особо почетное отношение. Многие малые бизнесы этих штатов, в частности, отели, бензоколонки и заведения общепита, выживают именно за счет грузоперевозчиков. На дверях этих бизнесов частенько красуется надпись Welcome Truckers. Постоянных водителей знают в лицо, так что знакомый маршрут превращается в непрерывную встречу со старыми знакомыми.
Трудно представить, в каком состоянии оказалась бы американская экономика, если бы не кропотливый труд дальнобойщиков, которые ежедневно доставляют нам самые необходимые товары и продукты питания. Меня всегда восхищали люди, виртуозно управляющие огромными длинными траками. Ведь водить такую «махину» приходится не только по широким пригородным хайвэям, но и по узким тесным улочкам того же Манхэттена или Бруклина. Ничего не скажешь — это настоящее искусство!

Михаил Соболев

Оценить статью
(0)