Начало нового политического года ознаменовалось рядом международных событий, некоторые из которых могут иметь определенное косвенное влияние на Казахстан и другие страны Центральной Азии.
Начнем с того, что 1 января 2007 года в должность вступил новый Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Многие ожидают, что его приход будет означать начало реформирования ООН, которая уже давно потеряла свой былой авторитет, влиятельность и эффективность. Символично, что свою первую рабочую встречу Пан Ги Мун провел с постоянным представителем России при ООН Виталием Чуркиным, который возглавил Совет Безопасности этой международной организации на один месяц. Если исходить из того, что ООН является чуть ли не единственной международной структурой, которая активно присутствует во всех странах Центральной Азии вне зависимости от текущей политической обстановки, то повышение эффективности ее программ крайне выгодно для нашего региона, где многие проблемы, от экологических до борьбы с наркотрафиком, можно решить только с участием международного сообщества.
Хотя более важным для стран Центральной Азии было не кадровое обновление руководства ООН, а то, что новым председателем Европейского союза и «Большой восьмерки» на ближайшие полгода стала Германия. С одной стороны, вроде бы рядовое событие, если бы не тот факт, что именно Германия — одно из немногих европейских государств, которое самым первым осознало важность Центральной Азии как с точки зрения обеспечения региональной безопасности, так и существующих энергетических возможностей нашего региона. Что касается последнего пункта, то Берлин уже заявил, что в число приоритетных направлений своего руководства в ЕС Германия включила энергетическую безопасность. Именно эта тема в последнее время стала ключевой во взаимоотношениях между Европейским союзом и Казахстаном.
Еще в начале декабря 2006 года в Брюсселе по итогам двусторонних переговоров президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу был подписан меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Данный меморандум признает ключевую роль Казахстана как крупного производителя природного газа и нефти в Каспийском регионе и обоюдную заинтересованность ЕС и Казахстана в укреплении сотрудничества в энергетическом секторе. До этого США также заявляли о том, что Казахстан играет важнейшую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности и поэтому должен взять на себя роль лидера в регионе для развития инфраструктуры энергетического сектора, а также создания дополнительных транзитных маршрутов для энергоресурсов. Здесь стоит вспомнить, что в декабре 2001 года между Казахстаном и США была подписана Декларация об энергетическом партнерстве. Документ определяет сотрудничество в области энергетической безопасности, нефти и газа, электроэнергетики, атомной энергетики и обеспечения защиты окружающей среды. Для реализации партнерства создана даже специальная комиссия в области энергетики, руководителями которой являются министры энергетики Казахстана и США.
Что касается
Запад четко уловил желание республики иметь как можно больше альтернативных маршрутов транспортировки своих энергетических ресурсов, даже несмотря на тесное стратегическое партнерство с Россией. Реализации данного проекта может помешать Газпром, который собирается создать на базе «Голубого потока» Южное газовое кольцо, поставляющее газ на юг Европы. Ранее тот же «Голубой поток» сделал строительство транскаспийского трубопровода малоперспективным. Но, судя по всему, в связи с существующими энергетическими разногласиями с Россией Запад готов пойти на его реализацию. Единственная проблема сейчас с Туркменистаном, который также собирались привлечь к этому проекту. После смерти Сапармурата Ниязова перспективы участия этой непредсказуемой республики в реализации транскаспийского проекта пока еще туманны.
Но, кроме вопросов энергетической безопасности, Германия близка Казахстану еще по одной причине. Именно Берлин активно выступал за то, чтобы республика заняла пост председателя ОБСЕ в 2009 году. Если исходить из того, что в 2007 году будет повторное рассмотрение кандидатуры Казахстана, присутствие Германии на посту председателя ЕС может воодушевить Астану. Другой вопрос, насколько сама Германия готова сделать больше того, что она уже сделала в своей поддержке Казахстана.
В то же самое время председательство Германии в ЕС может быть выгодно и Узбекистану. Стоит напомнить, что после трагических событий в Андижане именно Германия в рамках ЕС заняла более лояльную позицию к Ташкенту на фоне требования введения жестких санкций против Узбекистана со стороны других европейских государств. В немалой степени это связано с желанием Берлина сохранить на территории Узбекистана свою авиабазу в аэропорту узбекского города Термез, которая нужна бундесверу для снабжения своих военных в Афганистане. В отличие от уже ликвидированной американской базы «Ханабад» близ города Карши, которая являлась самостоятельным военным объектом, немцы арендуют в Термезе сектор гражданского аэропорта, а стартуют немецкие транспортники с общей взлетной полосы. Но Ислам Каримов больше заинтересован в том, чтобы Европейский союз снял те санкции, которые были наложены на страну 3 октября 2005 года за то, что Ташкент отказывался провести международное расследование обстоятельств майских событий в Андижане. Речь, в частности, идет об эмбарго на продажу оружия Узбекистану, а также о запрете на въезд двенадцати узбекских высокопоставленных чиновников в качестве наказания за расстрел демонстрации в Андижане. Ташкент могло обнадежить то, что в прошлом году глава комиссии ЕС по Центральной Азии Хьюго Мингарелли заявил, что Брюссель намерен возобновить диалог с Узбекистаном и может пересмотреть санкции в отношении Ташкента, так как изоляция страны не принесла ожидаемых результатов. И тот факт, что Германия стала председателем ЕС, мог еще больше обнадежить Узбекистан, который рассчитывает на ускорение этого процесса в этом году.
Досым Сатпаев, Алматы