Медиарынок поделен. Информационные войны продолжаются.

Медиарынок поделен. Информационные войны продолжаются.

Медиарынок поделен. Информационные войны продолжаются.

Многие конфликты между региональной прессой и местной властью возникают потому, что чиновники излишне уповают на административный ресурс. Они полагают, что имеют право указывать СМИ на то, о чем средства массовой информации могут писать, а чего они не должны касаться ни при каких обстоятельствах. О таких конфликтах и других событиях -в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»
Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. Компания «Медиалогия» подвела итоги исследования информационной активности 11 политических партий в эфире российского телевидения в 2006 году. Как сообщили журналистам в пресс-службе компании, по итогам 2006 года безоговорочным лидером по упоминаемости на ТВ продолжает оставаться «Единая Россия».
«Единороссы» чаще других мелькали на всех каналах, за исключением российского Euronews, где их обошли КПРФ и «Яблоко» соответственно. Некоторое сокращение общего количества телесюжетов о партии (с 2331 в 2005 году до 1900 в 2006 году) произошло в основном за счет резкого падения упоминаемости в программах телеканала ТВЦ.
По сравнению с 2005 годом на 25% упала упоминаемость в телеэфире Коммунистической партии РФ. Наиболее ощутимые информационные потери коммунисты понесли в эфире Первого канала, НТВ и 3 канале: на первом канале падение упоминаемости в два раза, на НТВ — в полтора, а на 3 канале — почти в 2,5 раза. КПРФ по-прежнему самая упоминаемая партия на российском Euronews, несмотря на то, что общее количество сюжетов о партии сократилось с 53 в 2005 году до 39 в прошлом году. Канал ТВЦ стал единственным, где коммунисты сохранили свои показатели упоминаемости на уровне 2005 года.
Успешным с информационной точки зрения стал 2006 год для Российской партии жизни, Российской партии пенсионеров и партии «Патриоты России», упоминаемость которых выросла почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. В расширении информационного поля этих партий существенную роль сыграли Первый  канал, РТР и НТВ. Хорошие результаты продемонстрировала новая политическая сила — партия «Справедливая Россия». Образованная лишь в конце октября 2006 года, партия до конца года успела стать фигурантом 80 телесюжетов.
Заметно ослабили свои позиции на телевидении в 2006 году «Яблоко», СПС и «Родина». По сравнению с 2005 годом их упоминаемость упала на 60%, 50% и 40% соответственно. По количеству сообщений негативного характера продолжает лидировать «Единая Россия» — всего 79. Однако если в 2005 году такие сообщения составляли 4,5% от общего числа упоминаний, то в прошлом году уже 4%. В тройку лидеров по количеству негативных сюжетов входят КПРФ (46 упоминаний или 4,1% от общего числа) и партия «Родина» (29 упоминаний или 5,9%). По итогам года из состава тройки выбыла партия «Яблоко».
Данные получены с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия». В рамках исследования проанализированы выпуски новостных и информационно-аналитических программ Первого канала, РТР, ТВЦ, 3 Канала, НТВ, REN TV и российского Euronews в 2006 году.

2. Накануне Дня российской печати (13 января) российские политики  не только поздравляли российских журналистов с профессиональным праздником, но и давали оценку их работе, высказывали пожелания по поводу дальнейшего сотрудничества власти и прессы. 
●Губернатор Тюменской области Владимир Якушев, поздравляя журналистов региона, подчеркнул их роль в реализации приоритетных национальных проектов. Он уверен, что средства массовой информации области не забывают  о просветительской и воспитательной миссии, возложенной на прессу обществом. "Ведь не зря, поздравляя сограждан с Новым годом, президент России особо отметил роль духовности и культуры, которые, по его выражению, «будут по-настоящему определять развитие России в будущем», — отметил губернатор.
● Накануне Дня российской печати главнокомандующий внутренними войсками МВД России Николай Рогожкин встретился с журналистами тех центральных СМИ, которые освещают деятельность правоохранительной органов.
По словам главкома, в минувшем году российская пресса и телевидение достаточно объективно освещали деятельность внутренних войск. В частности, их усилия по наведению конституционного порядка на Кавказе и в Чечне, отметил главком. По традиции Николай Рогожкин наградил лучших военных журналистов знаками отличия внутренних войск и ценными подарками ведомства.
● Совместное поздравление журналистам Белгородской области подписали губернатор области Е. Савченко, председатель областной Думы А. Зеликова и главный федеральный инспектор в области Н. Шатохин. Они подчеркивают, что значимость работы журналистов «состоит не только в информировании населения о важнейших событиях региона. Вы формируете общественное мнение, от которого зависит будущее Белгородчины, строите единое информационное пространство региона и страны, объединяете общество».

3. В ушедшем году медиарынок России продемонстрировал колоссальную активность. По сумме сделок он серьезно превысил показатели 2005 года, возникли диверсифицированные медиахолдинги, в бизнес пришли крупные инвесторы. По оценкам экспертов, рынок и в 2007 году продолжит расти, несмотря на проблемы со свободой слова.
Эксперты отмечают, что бурный интерес к рынку СМИ вызван небывалым его ростом — по самым смелым оценкам, рост составляет от 30 до 45–50%. Рекорд был поставлен уже в сентябре — по подсчетам аналитиков, с января по сентябрь 2006 года на медиарынке было заключено 18 сделок на сумму $652,7 млн.
Самыми громкими покупками 2005 года стали продажа телеканала «Рен ТВ», покупка медиахолдингом «Проф-Медиа» Издательского дома (ИД) «Афиша» и продажа Леонидом Невзлиным газеты «Московские новости». Последняя сделка привела к появлению на российском медиарынке нового крупного инвестора и нового медиахолдинга. Сначала газета была продана украинскому медиамагнату Вадиму Рабиновичу, но в конце 2005 года была перепродана неожиданному приобретателю — предпринимателю Аркадию Гайдамаку.
Буквально за неделю до прихода нового года было объявлено о покупке ИД «Московские новости» ежедневной газеты «Бизнес».
Появился на медиарынке и еще один крупный диверсифицированный медиахолдинг — «Коммерсантъ». Холдинг приобрел неожиданный покупатель — предприниматель Алишер Усманов. Кроме того, к концу года Алишер Усманов приобрел все издания Издательского дома «Секрета фирмы» за исключением газеты «Бизнес». Предприниматель приобрел интернет-издание «Газета.Ru» и журналы «Секрет фирмы», «Все ясно» и «Имеешь право».
Крупным медиахолдингом владеет теперь и другой предприниматель — Олег Дерипаска. До сих пор в его медиаактивах числился только Издательский дом «ОВА-Пресс», но с осени 2006 года Олег Дерипаска стал владельцем еще одного крупного холдинга — ИД «Эксперт».
Неожиданно для всех участников рынка была продана «Новая газета», которая до сих пор не оказалась в составе ни одного крупного медиахолдинга. 100% акций газеты принадлежали редакционному коллективу, а летом акционерами стали бывший президент СССР Михаил Горбачев (10% акций) и депутат Московской думы Александр Лебедев (39% акций). Правда, существование газеты сейчас под угрозой — после убийства Анны Политковской главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов отмечал, что работать в издании становится все опаснее, и он склоняется к мысли, что издание придется закрыть.
В отличие от бумажной прессы телевидение в этом году мало чем удивило участников медиарынка. По-настоящему крупным приобретателем телеактивов в этом году может считаться холдинг «Проф-Медиа». В феврале 2006 года он приобрел телеканал «2х2» за $30 млн. Осенью этого года «Проф-Медиа» объявил о перепрофилировании канала — теперь он будет анимационным.
В ноябре холдинг объявил о другой крупной покупке — телеканала Rambler TV. А чуть позже стало известно, что до конца года завершится сделка по приобретению «Проф-Медиа» канала ТВ3.
Самым ярким событием 2006 года на телерынке стал выход компании «СТС Медиа» на IPO.
Еще одним знаковым событием минувшего года стал выход на рынок телеканала ТРК «Петербург». Канал развивается большими темпами: в начале года он получил пакет из 41 частоты, в конце года — выиграл конкурс на пакет еще из 40 включая Москву.
Все эти перемены на медиарынке эксперты склонны оценивать позитивно — сегмент растет, рекламные доходы растут, увеличивается инвестиционная привлекательность рынка. И растет она, как отмечают многие, гораздо быстрее, чем те же показатели других отраслей. А вот зарубежные наблюдатели настроены менее оптимистично.
Подводя итоги 2006 года в интервью немецкой газете Bild am Sonntag председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу с опасением отозвался о ситуации на медиарынке России.
Наибольшие опасения вызывают у Баррозу действия «Газпрома». По его мнению, проблема состоит не только в том, что «Газпром» приобретает российские газеты и телеканалы, а в том, что концерн является государственным монополистом. Баррозу опасается, что такая монополия «Газпрома» представляет серьезную угрозу свободе слова в России. Президент Европейской комиссии считает, что страны ЕС должны выступить в поддержку демократии в России. «В любом случае мы не должны принести наши общепринятые стандарты в сфере защиты прав человека в жертву экономическим интересам», — подчеркнул Баррозу.
Впрочем, никакие заявления извне результатов не дали. Прошедший год стал годом серьезных упреков со стороны Запада к России именно в связи с ущемлением свободы слова. Например, летом во время конгресса Всемирной газетной ассоциации, проходившего в Москве, ее глава Гэвин О`Рэйли очень негативно оценил ситуацию со свободой прессы в России, причем сделал это в присутствии президента Путина.

4. Уже в феврале выйдет первый номер новой партийной газеты — партия «Справедливая Россия» планирует приступить к изданию собственного СМИ с одноименным названием. Стартовый тираж издания составит 300 тыс. экземпляров, а первый номер, по всей видимости, будет приурочен к готовящемуся съезду эсэров и к очередной избирательной кампании. Вполне предсказуемое оживление наблюдается сегодня и на других участках предвыборного фронта партийной прессы.
Печатные ресурсы, которыми располагают политические структуры, поистине огромны. Лидирует КПРФ, которая помимо газеты «Правда» издает большое количество региональных изданий. Общий еженедельный тираж изданий КПРФ составляет около 2 млн. экземпляров. Существенно отстает «Единая Россия», которая выпускает газету с одноименным названием и еженедельным тиражом 90 тыс. экземпляров. Впрочем, непривычное отставание партии власти можно объяснить тем, что она имеет широкий доступ к телевидению и не заинтересована в «карманных» СМИ.
Российские либерал-демократы выпускают газету «ЛДПР», ежемесячный тираж которой составляет 500 тыс. экземпляров. Партии Григория Явлинского принадлежит газета «Яблоко России» с тиражом около 600 тыс. «Союз правых сил» излагает свою политику в газете «Правое дело» тиражом в 120 тыс.
После выборов партийная пресса обычно погружается в спячку, отмечает «Независимая газета», публикуя пространную статью о партийной прессе. Нет ничего удивительного в том, что при огромных тиражах она не вызывает резонанса в обществе, отмечает издание. 

II. Цитаты недели

Выступая 11 декабря на заседании Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Владимир Путин раскритиковал судебную систему, посоветовал гражданам внимательно отнестись к региональным выборам в марте, журналистам — выработать свой кодекс этики, а партиям — во время предвыборных кампаний не забыть тему ксенофобии и национализма.
«В самом журналистском сообществе должны быть выработаны определенные принципы поведения, которые бы их не дискредитировали и не включали в коммерческую работу», — заявил президент. «Но это совсем не значит, что мы не должны делать все, чтобы защищать тех, кто работает добросовестно», — оговорился он.
Такая реакция последовала на выступление председателя Совета Эллы Памфиловой, которое касалось несколько других аспектов работы СМИ. Она сетовала, что «честным, порядочным, независимым журналистам становится все труднее», «серьезная пресса вытесняется желтой», а государственные структуры не предоставляют журналистам информацию. «Общество страдает из-за отсутствия объективной информации», — заявила она.

III. Конфликт недели

Многие конфликты между региональной прессой и местной властью возникают потому, что чиновники излишне уповают на административный ресурс. Они полагают, что имеют право указывать СМИ на то, о чем средства массовой информации могут писать, а чего они не должны касаться ни при каких обстоятельствах. Конфликт такого рода дал о себе знать в Мурманской области.
Глава администрации города Заозерска (Мурманская область) Борис Воробьев обратился в областные органы милиции с жалобой на редакцию газеты «Наша версия». Эта газета  опубликовала в декабре статью «Произвол при отселении, или Куда делись квартиры?».
Как сообщает редакция в номере газеты от 11 января 2007 года, "в своем заявлении в УВД господин Воробьев указал, что опубликованную в отношении него статью считает клеветнической, «с подтасовкой фактов и нормативных документов», а действия журналистов — «сознательными и целенаправленными».
Редакция утверждает, что в статье речь шла о том, что в ходе проверки специалисты Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области выяснили: администрацией закрытого территориального образования (ЗАТО) Заозерск допущены нарушения при использовании средств федерального бюджета на отселение граждан из этого города. Все факты, упомянутые в статье, по мнению редакции, взяты из официальных документов, составленных по результатам проверки.
Между тем, милиция уже начала действовать. В канун нового года милиционеры пришли в дом автора статьи — молодого журналиста Василия Чубатюка. В выходные дни сотрудники УВД пожаловали и на квартиру к главному редактору «Нашей Версии на Мурмане». Не застав ее дома, милиционеры вручили повестку несовершеннолетней дочери главного редактора газеты.
В ответ на эти действия редакция в январе опубликовала ряд других фактов из практики главы городской администрации, отраженных в материалах проверки, проведенной контрольным федеральным ведомством.
Парадокс состоит в том, что администрация Заозерска своей претензией в адрес газеты по поводу излишней информационной активности этого СМИ добилась обратного эффекта — чиновники способствовали лучшему информированию населения о делах городской администрации.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)