Скандал вокруг посла Великобритании в РФ Энтони Брентона достиг кульминации. Напомним: британского дипломата буквально преследуют активисты прокремлевского движения «Наши». Как рассказывал сам посол в эфире BBC, с начала сентября активисты молодежной организации ходят за ним с транспарантами, даже когда он просто идет в магазин, врываются на совещания, мешают проезду его машины.
Все началось с того, что «нашистам» не понравилось участие посла в мероприятии оппозиционной «Другой России». В знак протеста у британского посольства был проведен пикет. А затем началось то, что сам посол называет теперь травлей и преследованием. Брентон сообщил, что, вероятно, не без помощи ФСБ «нашисты» раздобыли копию его ежедневника и заранее знают обо всех его перемещениях и встречах. Они следуют за ним, иногда преграждают дорогу его автомобилю или создают помехи его встречам. Однажды во время делового обеда молодые люди не давали ему говорить с собеседником и покачнули его стул, что вызвало опасение по поводу возможного физического насилия. Посол не может даже выйти в магазин — его везде преследуют активисты с плакатами. Бывшие британские дипломаты говорят, что такого прецедента не было даже в разгар «холодной войны». Лидер «нашистов» Василий Якеменко ранее объяснил, что «Наши» продолжат препятствовать деятельности посла Великобритании в РФ Энтони Брентона, пока тот не извинится за участие в конференции оппозиционных партий. «У Брентона есть всего два выхода: или он извиняется, или уезжает из нашей страны», — сказал Якеменко.
Посол, однако, уверен, что к его травле причастен Кремль. «Связи организации „Наши“ с Кремлем хорошо известны, — сказал он. — Их лидер неоднократно встречался с президентом Путиным, и один из его советников, как известно, участвовал в создании этого движения. Даже если допустить, что Кремль не контролирует их действия напрямую, такой уровень влияния предполагает, что Кремль мог бы остановить их, будь у него желание», — сказал посол.
На этом фоне «нашисты» обратились с письмом в МИД РФ, где осудили действия посла и даже провели пикет перед «высоткой» на Смоленской площади.
Теперь же, по сведениям СМИ, министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил с лидером молодежного движения «Наши» Василием Якеменко ситуацию, сложившуюся в связи с пикетированием посольства Великобритании в Москве. Как отметил Лавров, «МИД России с уважением относится к реализации движением „Наши“ законного конституционного права на выражение своей позиции в соответствии с действующим российским законодательством», однако «организуемые движением политические акции должны осуществляться в рамках правового поля, включая международные обязательства России, вытекающие в том числе из Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года». По логике вещей, заявление Лаврова — это недвусмысленная «отмашка».
В британской дипмиссии, однако, воздерживаются от ответа на вопрос, прекратилось ли преследование британского дипломата — Энтони Брентона сейчас нет в Москве.
Однако при этом понятно и другое. С одной стороны, России явно некуда отступать: несоблюдение Венской конвенции — это серьезное обвинение в дипломатии. С другой, если после встречи с Лавровым преследование прекратится, это только подтвердит, что действовали «нашисты» в тесном контакте с Кремлем. В самом деле, травля Брентона
Однако примечательно, что Лавров одернул Якеменко именно в то время, когда достиг своего пика скандал вокруг отравления Александра Литвиненко, и России явно не с руки накаливать ситуацию в своих отношениях с Лондоном: проблем и так хватает, сотрудники
Тем не менее, вся история с «передвижным пикетом» «Наших» дает серьезную информацию к размышлению. Очевидно, что непарламентская лексика главного политтехнолога России Глеба Павловского, уровень программы Леонтьева «Однако» и пикет «Наших» — это, скажем так, разные проявления уровня политической культуры современной России, точнее, ее правящей «команды». Сначала подобные «либеральные правила» действовали в отношении новых независимых государств. Теперь их попытались распространить и на Лондон.
А.Шакур