Оглушительная тишина голоса России

Оглушительная тишина голоса России

Оглушительная тишина голоса России

Несмотря на то, что Россия считается дружеским государством и стратегическим партнером США, имидж России, и особенно российской политики, остается на довольно низком уровне среди американцев.
Возможно, российские лидеры решили, что как сверхдержаве, России незачем опускаться до уловок пиара, чтобы сформировать или усилить собственный имидж, и что, пытаясь выстроить положительный имидж, они могут помешать самим себе в создании имиджа силы.
Последние события позволяют предположить, что российским лидерам все же кое-что известно о преимуществах использования третьих сторон при разработке и реализации стратегии информационного сопровождения и поддержки. Тем не менее, сегодня не до конца очевидно, осознают ли они, какую обширную и долгосрочную роль такое представительство может сыграть в  деле отстаивания их более масштабных национальных интересов и достижения стратегических целей.
Некоторые сказали бы, что даже если российские лидеры и наняли бы кого-то для проведения масштабных работ по улучшению имиджа России, это могло бы не принести результатов просто потому, что воспринималось бы почти как старомодная государственная пропаганда. Безусловно, большинство ожидают этого со времен Холодной войны. Тем не менее, широкомасштабные кампании по улучшению имиджа именно на то и нацелены, чтобы менять отрицательные представления, которые мешают доверять стране, доводящей до аудитории свои информационные тезисы. На деле, отсутствие альтернативных голосов, официально выступающих на стороне России, позволяет критикам изображать Россию таким образом, который служит достижению их собственных, нередко враждебных России целей.
В случае с Россией, проблема восприятия усугубляется эксклюзивным использованием государственного информационного агентства РИА «Новости» для отстаивания интересов страны. Речь идет не о том, что России не следует иметь активную, управляемую государством политику представления ее интересов. Однако государственные программы не могут быть действенными сами по себе, они должны подкрепляться набором параллельных мер.
Другие страны разворачивают долгосрочные, тщательно организованные кампании с целью пропаганды их национальных интересов и улучшения имиджа в Соединенных Штатах и во всем мире. В результате, этим странам удавалось либо преодолеть мощную политическую и идеологическую оппозицию их повестке дня, либо добиваться значительно большего влияния, чем им «полагалось», в силу их размеров и стратегического значения.
Один из наиболее удачных примеров этого — кампания, выполненная Китаем с целью добиться права на вступление в ВТО. Объективному наблюдателю трудно понять, каким образом один из последних коммунистических режимов мира мог всерьез рассчитывать на участие в капиталистическом режиме мировой торговли. И, тем не менее, Китай пожинает плоды членства в ВТО, а Россия — нет.
Почему так мало внимания уделяется отстаиванию российских интересов в коридорах Конгресса?  Некоторые утверждают, что крупномасштабные усилия российского правительства в сфере лоббизма воспринялись бы как постсоветская пропаганда. Однако другие страны, которые не всегда находят широкую симпатию среди американцев, активно проводят свои лоббистские программы.  Традиционно дружелюбные к Вашингтону государства также отстаивают свои интересы в Вашингтоне.
В 2005 году Россия потратила на лоббизм в США лишь $106.5 тыс. Для сравнения, расходы Грузии составили $338. 2 тыс., Казахстана — $481 тыс., Украины -$1 млн. 720 тыс. Южная Корея потратила примерно $28.4 млн., Саудовская Аравия — $16.6 млн., Израиль — $11.2 млн. Причем в этих данных не учитываются расходы диаспор, деловых ассоциаций, гражданских организаций и других неофициальных «лоббистов». 
С чисто объективной точки зрения, в глазах широкой общественности США имидж России и ее лидеров остается на весьма низком уровне. В относительном выражении, имидж России еще ниже, особенно если сравнивать с ее соседями — Украиной или Грузией.
Это имеет немало последствий для России. На нее по-прежнему распространяется действие поправки Джексона-Вэника, что сегодня тем более унизительно, поскольку это законодательство более не актуально. Россия до сих пор не принята в ВТО — при этом она входит в «Большую Восьмерку», демонстрирует гигантские темпы экономического роста, богата природными и людскими ресурсами. В авторитетных бизнес-журналах упорно появляются публикации, препятствующие притоку в Россию прямых иностранных инвестиций. На Россию по-прежнему распространяется действие ограничений на экспорт и импорт, особенно в сфере технологий и безопасности. Продолжается критика реальных и предполагаемых антидемократических тенденций в России.

Майкл Арно и Грегори Минджек, создатели и руководители компании Capitol Links, занимающейся общественно-политическими проблемами.

Оценить статью
(0)