Новая транскаспийская схема транспортировки нефти не изменит ситуацию с энергопоставками в регионе до тех пор, пока не начнется полноценная добыча на самых перспективных месторождениях Каспии, считают аналитики NBCA.
24 января глава «КазМунайГаза» Каиргельды Кабылдин объявил о подписании меморандума с инвесторами по созданию Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ), которая должна поставлять нефть танкерами из Кашаганского месторождения через Каспийское море к Азербайджану в уже запущенный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Последний имеет выход на европейский энергетический рынок.
Финансирование трехмиллиардного проекта системы транспортировки, состоящей из трубопровода от Кашаганского месторождения до порта Курык и танкерного арсенала с изначальной годовой мощностью в десять миллионов тонн, будут обеспечивать инвесторы проектов «Кашаган» и «Тенгиз», подписавшие меморандум о ККСТ.
Месторождение Тенгиз с доказанными запасами нефти в 24 миллиарда баррелей разрабатывается корпорацией TengizChevrOil, тогда как консорциум Agip KCO ведет подготовку к добыче на самом перспективном и крупнейшем на Каспии Кашаганском месторождении с запасами нефти в 38-51 миллиард баррелей.
Аналитики считают, что ввиду прямой зависимости ККСТ от добычи на Кашаганском месторождении будущее системы и ее роль в развитии энергопоставок в регионе станут ясными только после начала коммерческой добычи на Кашагане, что откладывалось уже три раза по причине технической сложности в освоении шельфа.
«Неизвестно, когда будет начало промышленной добычи нефти на Кашагане, а без ее учета этот проект не будет стабильным», - сказал NBCA эксперт в области энергетики Константин Сыроежкин.
Эксперт подчеркнул, что на данный момент нет гарантий соблюдения сроков по запуску ККСТ, запланированных на 2010-2011 год. Это связано с тем, что не совсем исключен очередной перенос сроков начала добычи на Кашагане с 2010 года на более поздний срок.
Обозреватель NBCA по энергетике Ярослав Разумов указал на то, что будущее ККСТ также зависит от некоторых политических факторов, в частности, от позиции России по расширению мощностей Каспийского трубопроводного консорциума, который поставляет тенгизскую нефть в Новороссийский черноморский порт.
Если Москва откажется от трехкратного увеличения мощностей КТК, на котором настаивают другие акционеры консорциума, то нефть из западного Казахстана, в том числе и тенгизская, может быть перенаправлена на ККСТ.
«Меморандум о транспортировке нефти – это и политическое давление на Россию, стремление показать ей, что может быть найдена альтернатива, и в то же время - прощупывание реальной альтернативы для транспортировки нефти», - сказал Разумов.
NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга политических обозревателей со всего региона