Все болезни от нервов

Все болезни от нервов

Все болезни от нервов

Английская традиция начинать любой разговор с рассуждений о погоде стала уже сюжетом для международных анекдотов. А напрасно! И кто бы мог предположить, что эта тема вдруг станет важнейшей во многих наших беседах и размышлениях. Глобальное потепление нарушило привычный уклад, и вдруг долгожданной становится не весна, а зима. Многих совершенно не радует теплая солнечная погода. В нашей жизни с ее ускоренными темпами, когда все расписано по минутам и предопределенно на квартал вперед, такие колебания не запланированы.
О том, как влияет такая переменчивость природы на психологическое состояние людей, мы решили поговорить с известным психотерапевтом и психоаналитиком, главным специалистом Министерства здравоохранения по проблемам психиатрии, профессором Анатолием Наку.
- Профессор, что все-таки с нами происходит? Действительно ли в наших депрессиях последнего времени во многом виновата погода?
- Мы привыкаем к определенным жизненным стереотипам. Это нам помогает не обращать внимания на вещи закономерные и привычные, снимая дополнительные нагрузки, и так беспокоящие нашу жизнь. И тут в определенный момент какие-то внешние факторы, на которые мы не обращали внимания, меняют стиль нашей жизни и требуют каких-то новых уровней адаптации. В этом смысле относительно положительное зимнее потепление может неожиданно сбить людей с ритма, породить тревоги, неуверенность, нервозность. И уровень этих эмоций достаточно высок. Все эти изменения привязываются в наших мыслях и чувствах к ужасным сценариям будущего, в том числе непосредственного. Откуда возможны ухудшения психического состояния. Что называется, накопилось - неурядицы в семье или на работе, а иногда и то, и другое, а тут еще и непредсказуемая погода.
Не могу сказать, что многие люди, приходящие ко мне на консультацию, связывают как-то прямо или даже косвенно свое состояние с погодными явлениями. Но это не значит, что таковой не существует. Некоторые же пациенты говорят о своей обеспокоенности - "Вы видите, какая зима". А стереотипы сохраняются - люди одеваются не по температуре, а по привычке, характерной для этой поры (дубленки, шубы), что усиливает эффект дискомфорта.
На самом же деле происходят другие явления - люди смещают акцент со своих проблем, трудностей на то, что происходит вокруг них. И личные, профессиональные связи и тревоги как бы замещаются другими. Происходят замены посылок - меняются местами причинно-следственные конструкции - поводы воспринимаются как главные будирующие факторы. Лучше бессознательно зафиксироваться на погоде и волноваться за жару у нас и снегопады в Калифорнии.
- И что человеку нужно делать в этой ситуации?
- Главный момент - когда люди чрезмерно застревают на погодных изменениях, которые их не устраивают, - попробовать посмотреть на то, что на самом деле не получается в их личной жизни и какие проблемы одолевают их настолько, что у них появилась потребность уйти от них и зафиксироваться на чем-то другом.
- Между тем, климат все же может влиять на характер человека.
- Конечно, климат в определенной степени влияет на склад людей. Не напрасно в науке существуют разные определения народо-типов северных и южных полушарий. В этой связи считается, что северные люди более склонны к депрессиям, ведут размеренный образ жизни, в меньшей степени эмоционально реагируют на какие-то события, хотя при этом более склонны к алкоголизации. Люди южных широт более эмоциональны, энергичны, им больше свойственны колебания настроений. Это отчасти можно связать с теми процессами, которые происходят в природе. Представим себе долгую полярную ночь, неизменность пейзажей, монотонную жизнь: И - яркую смену дня и ночи на юге, бурное весеннее цветение, и природу, напоенную нашими эмоциями и чувствами. Комментарии излишни.
- А что отличает характер наших соотечественников?
- У меня была возможность сравнить французских, российских и молдавских пациентов. В Молдове много людей, фиксирующих внимание на органических нарушениях. Они ищут при явно психологических проблемах телесные недуги, которые могли бы объяснить их плохое состояние. Это депрессии с физическим компонентом, когда такое настроение как бы привязывается к определенному органу и проявляется в телесной симптоматике. Характерны так называемые панические атаки, когда человек испытывает большой страх смерти, который сопровождается тахикардией, повышением давления. Такое состояние длится недолго, но вызывает очень серьезные переживания. Эти эмоции отличаются от чувств французских пациентов, у которых депрессивные состояния, в основном, сопровождаются менее тяжелыми соматическими проблемами.
- Насколько наши люди привыкли в таких случаях обращаться за помощью к психотерапевтам?
- В сравнении с Молдовой может очень удивить количество психотерапевтов, психоаналитиков на Западе. Для западного человека обращение к такому специалисту - совершенно обыденное явление. Там люди относятся даже с недоверием к тем, кто испытывает определенные психологические трудности и пытается их пережить самостоятельно без обращения к специалистам. В Молдове распространена "кухонная" психотерапия, что совершенно не принято в европейских цивилизациях. Не друзья и соседи, а специалисты должны помогать выбираться человеку из психологических трудностей. - У нас скорее поверят знахарю, чем врачу.
- Да, у нас распространенно "магическое мышление". В этом есть деликатный интеллектуальный нюанс. Люди верят в чудеса - все можно изменить без их усилий. Это инфантильная позиция. Мы, казалось, уже не дети и не верим в Деда Мороза, но легко верим в наговоры, привороты и т.д. Такой вид услуг есть и в западных странах, но их востребованность невысокая и относится чаще к эмигрантским слоям населения.
Кроме того, по причине уже упомянутого постоянного поиска органической патологии, у нас чрезмерно злоупотребляют лекарственными препаратами, слишком большой интерес уделяется инструментальным методам диагностики.
- Кто нуждается в помощи психотерапевтов и психоаналитиков?
- Прежде всего, в помощи специалистов моего профиля нуждаются люди, которых одолевает страхи, раздражительность, тревога, бессонница, проблемные ситуации на работе, дома, явные колебания настроения и т.д. И чем меньше люди придают значение психическим аспектами своего существования, тем больше риск развития соматических заболеваний. Если нет психической разрядки, поражается тело.
- Значит справедливо суждение о том, что все болезни от нервов?
- Вы знаете, некоторые инфекционные заболевания, казалось, меньше всего связаны с психологическими заболеваниями. Но тем же гриппом или туберкулезом, которым можно заразиться в общественном транспорте, не болеют все поголовно. Должен существовать определенный уровень реактивности организма, который напрямую связан с психическим состоянием человека.
Что касается всех остальных заболеваний, терапевтических, например, - есть целая группа болезней, которая обозначается как психосоматозы, т.е. заболевания, которые напрямую зависят от психологических переживаний. Это гипертоническая болезнь, часть эндокринных патологий, все аллергические реакции, некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта, мигрени. Они изначально имеют психическую основу. Кроме того, у тех, у кого снижен мотив самосохранения, повышен риск травматизма. Вообще любое заболевание человека сопровождается определенными психологическими состояниями, вызывает душевные страдания, переживания. От чего зависит и процесс исцеления. И здесь никакой магии, волшебства и парапсихологии. Просто сам организм помогает или мешает выздороветь.
- И все же в вопросе распространения услуг врачей вашей специальности в Молдове есть какая-то динамика, или люди до сих пор об этом мало что знают?
- Динамика есть. Это видно по числу факультетов психологии, открывающихся в наших вузах. Это видно по количеству людей, которые ищут специалистов-психоаналитиков, психотерапевтов. Интерес к тому, что происходит в душе, становится все более явным. В ближайшие годы такая тенденция будет расти. На это влияют люди, побывавшие за границей, живущие за рубежом. Они советуют своим близким обращаться за распространенной на Западе помощью. Тем более что сами эмигранты испытывали серьезный стресс и теперь знают, что обращение к психотерапевтам это не зазорно.
- Спасибо за беседу. На мой взгляд, люди нашей профессии - журналисты - тоже должны подключиться к работе по формированию общественного сознания в духе понимания того, что XXI век сложен многими технологическими инновациями, и, к сожалению, технокатастрофами, угрозами и вызовами, появляющимися в жизни мирового сообщества - экономические беды, новые болезни наступившего века и т.д. И в этом беспокойном мире человек должен находить профессиональную поддержку и помощь.
Как адаптируется, если можно так сказать, ваше медицинское направление и его носители к требованиям времени?
- Министерство здравоохранения республики, ее руководство выделяет его как одно из стратегических со всей вытекающей отсюда деятельностью: работа по расширению медикаментозного спектра, повышение квалификации таких специалистов финансовое обеспечение. Но все это не даст результатов, материалы и средства будут использоваться не полностью, если сами люди не поймут значимость психиатрической, психологической терапевтической помощи, требующейся в большей или меньшей степени очень многим жителям нашей страны.
Во Франции, например, считают: чем выше демократические ценности, уровень развития страны и ее граждан, тем пристальней следует относиться к эмоционально-психологическому состоянию личности, ее адаптации к быстро меняющемуся миру.
Уверен, такое время наступит и у нас в стране - и в недалеком будущем.

Сергей Рязанцев

Оценить статью
(0)