Тиара скифского царя

Тиара скифского царя

Тиара скифского царя

Об этом рассказано в сборнике "Поддельные шедевры", вышедшем в свет ровно полвека назад в Москве, в издательстве "Советский художник" (в моей домашней библиотеке он хранится на полке раритетов).
Нет нужды особо представлять ЛУВР - это всемирно известный музей в Париже.

Хмурым мартовским утром 1896 года в кабинете директора "Лувра" собрались самые именитые в стране ученые - искусствоведы, археологи, историки, художники, коллекционеры. Все с восторженным изумлением осматривали стоявший в центре стола цилиндрический золотой парадный шлем-тиару - царя древнего скифского государства Сайтоферна. Оно существовало в V-VII веках до нашей эры в северном Причерноморье (ныне Николаев, Одесса, Очаков).
Античный художник с великолепным искусством изобразил богато украшенные фигуры героев, описанных легендарным поэтом древности Гомером в его "Илиаде" и "Одиссее".
Красивой чеканкой отличается нижняя часть шлема - "биографическая": вот царь охотится на фантастического крылатого зверя; вот его коронует лавровым венком Богиня победы - Ника; стоят в карауле воины. Неподалеку мирно пасутся овцы, быки, лошади. По всей окружности шлема просматривается надпись на греческом языке, повествующая, что шлем этот подарен царю жителями города Ольвия. Был такой, расположенный в устье Буга, в 30 километрах от нынешнего Очакова. Впоследствии разрушенный, разграбленный ордами завоевателей - готов, город исчез с лица земли, наряду с Херсонесом, Пантокопией, другими греческими колониями-поселениями.
Никто из почтенного синклита ученых в подлинности раритета не усомнился. Мягкое матовое сияние чистого золота, изумительной красоты чеканка в манере древних мастеров подтверждали уникальность находки. "Ведь такой тиары нет ни в одной музейной коллекции мира, - утверждали специалисты, - она станет украшением Лувра, его гордостью". На приобретение царского шлема правительство Франции выделило огромную по тому времени сумму - 200 тысяч франков.
Вскоре новый экспонат занял почетное место в одном из залов Лувра. Он постоянно привлекал особое внимание как у специалистов, так и у любителей из многих стран мира. Люди специально приезжали в Лувр, чтобы познакомиться со святыней.
Гид рассказывала о том, что царский шлем был извлечен археологами при раскопках чудом уцелевшей от мародеров гробницы, где похоронен греческий властитель Сайтоферн и его жена. А привезли сокровище в Париж представители неизвестного коллекционера из Очакова. Неизвестного, поясним, в Париже. А в Очакове хорошо знали оборотистых купцов, братьев Гохманов, промышлявших продажей и перепродажей антиквариата.
...О том, что тиара поддельная, первым осторожно высказался профессор Петербургского университета А.Веселовский. При тщательном изучении тиары он обнаружил едва заметные несоответствия исполнения рисунка манерам древних живописцев. В подтверждение гипотезы А.Веселовского высказались другие ученые из Москвы, Одессы, Петербурга, Вены, Мюнхена. Была, правда, и другая группа специалистов, которые отвергали подобные подозрения. Так что спор поначалу носил чисто академический характер. Настоящий скандал разгорелся после того как на археологическом конгрессе в Риге выступил директор Одесского археологического музея господин Фуртвенглер. Он не только дополнил ряд сомнительных моментов оформления тиары, но поведал ученому миру об общем положении дел на рынке произведений искусства. Рассказал о бурной деятельности, которую развернули поставщики подделок на юге России, в частности, активности в этом преступном промысле и братьев Гохманов.
А тут еще в марте 1903 года в парижской прессе появилось письмо художника с Монмартра Майянса, что именно он исполнил роспись тиары. Не успели, как говорится, высохнуть чернила на этом послании, как в прессе выступил парижский ювелир Лифшиц. Он заявил, что над тиарой восемь месяцев дни и ночи работал его приятель, одесский ювелир И.Рухимовский. Именно он является автором этого произведения. Ему не поверили. Создали специальную комиссию по разрешению противоречий. Так А.Рухимовский оказался в Париже.
Члены комиссии предложили ювелиру повторить на память какой-нибудь сюжет оформления тиары. Рухимовский блестяще справился с этой задачей, а заодно озвучил старинный рецепт сплава, из которого сделан шлем. Потом... прямо на глазах членов комиссии отчеканил часть фриза царского шлема.
Сомнений не осталось: самый ценный экспонат Лувра не что иное, как гениальная подделка одесского ювелира.
А.Рухимовский получил деньги на проезд из Одессы в Париж и обратно, благополучно вернулся домой, на свою родную Успенскую улицу, где и прожил долгую жизнь. Сконфуженные музейщики Лувра спешно убрали подделку в запасник. А потом подарили Музею декоративного искусства. Там тиара экспонировалась как прекрасный образец ювелирного мастерства.

Страницы книги "Поддельные шедевры" перелистывала  Анна Семенова

Оценить статью
(0)