Он всегда был неоднозначной личностью. А после своей смерти он – первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия – стал предметом необычного спора, в который вовлечены правительства двух стран; предметом противоречивых утверждений и домыслов, порожденных тайной его захоронения.
Гамсахурдия умер в конце 1993 года, и с тех пор его хоронили, по меньшей мере, четыре раза. Сведения о местонахождении его нынешней могилы остаются строго засекреченными.
Продолжающиеся уже три года переговоры между грузинским правительством и Москвой – о поиске и возвращении в Грузию останков Гамсахурдия – результата пока не принесли.
«Мы четыре раза обращались к министерству иностранных дел России со специальной нотой. В последний раз – в декабре – мы подтвердили, что хотим перезахоронить останки Звиада Гамсахурдия в Тбилиси, и поинтересовались, насколько соответствует действительности информация о том, что его могила в Грозном пуста и останки перезахоронены в другое место. Россияне все четыре раза отвечали, что выяснят это. Другую информацию от них мы не получали», – сказал представитель посольства Грузии в России Гиви Шугаров.
Переговоры были затруднены из-за серьезных проблем в дипломатических отношениях между Россией и Грузией. Хотя, надо сказать, что на прошлой неделе в Тбилиси вернулся российский посол в Грузии, который был отозван четыре месяца назад.
Сын прославленного грузинского писателя, известный диссидент, Гамсахурдия был первым президентом независимой Грузии. Проведя на этом посту всего несколько бурных месяцев, в январе 1992 года он был насильственно смещен и бежал в Чечню, в то время де-факто независимую от России, и возглавляемую президентом Джохаром Дудаевым. В октябре 1993 года он вернулся в Западную Грузию с тем, чтобы поднять восстание против занявшего его место Эдуарда Шеварднадзе.
Мятеж был подавлен, а 31 декабря 1993 года Гамсахурдия умер в доме крестьянина Карло Гурцкая, в селе Дзвели Хибула. По словам находившихся рядом с ним двух телохранителей и премьер-министра Бесариона Гугашвили, он застрелился из автоматического пистолета Стечкина.
«Мы лежали в одной комнате, я был рядом со Звиадом, когда он покончил с собой. Агенты Эдуарда Шеварднадзе гонялись за нами в лесах Западной Грузии пятьдесят дней, мы сменили множество укрытий, Звиад тяжело заболел и, в конце концов, не выдержал гонений», – сказал Бесарион Гугашвили, ныне проживающий в Финляндии в качестве политического эмигранта.
В первый раз тело Гамсахурдия было захоронено во дворе одного из домов горного села Джихаскари. Вскоре после этого его перезахоронили в сарае другого жителя этого села.
17 февраля 1994 года по требованию семьи Гамсахурдия, в то время проживавшей в Чечне, его останки были переправлены в Грозный.
Робинзон Маргвелани, руководивший личной охраной Гамсахурдия, рассказал IWPR, что в поисках тела умершего лидера сторонники Шеварднадзе вскрыли несколько могил. «Поэтому, – сказал он, – нам пришлось перезахоронить его. Другого выхода у нас не было, мы боялись, что над останками надругаются, и я тоже поддержал перезахоронение Гамсахурдия в Чечню».
Свергнутому Звиаду Гамсахурдия в Чечне была предоставлена специальная резиденция на улице Чехова, в центре Грозного. Местные жители относились к нему с приязнью и в разговорах между собой обычно произносили его имя на чеченский манер – «Зиявди».
В феврале 1994 года чеченское правительство отрядило в Тбилиси делегацию, которую возглавлял вице-президент Чечни Зелимхан Яндарбиев. После переговоров с грузинскими властями тело Звиада Гамсахурдиа было самолетом переправлено в Чечню.
23 февраля Грозный отмечал пятидесятую годовщину депортации чеченского народа в Среднюю Азию. Перед началом военного парада перед президентским дворцом на артиллерийском лафете был провезен гроб с телом грузинского лидера. Следом за ним по кавказскому обычаю провели скакуна с наброшенной на него буркой.
Похороны Гамсахурдия состоялись 24 февраля. Весь путь от президентского дворца до его бывшей резиденции был усыпан алыми розами. Тело Гамсахурдия было предано земле на территории резиденции, под одной из двух растущих там плакучих ив.
«Я прекрасно помню день, когда хоронили Звиада Гамсахурдиа», – сказал 52-летний водитель Шарани Ахмадов, которому в тот день было поручено доставить песок для могилы Гамсахурдия.
«Могила Гамсахурдиа была под одной из двух ив. Когда гроб с телом опустили туда, с ивы на него стали падать капли растаявшего на солнце инея. Странная вещь: капли падали только с той стороны, где была могила! Другая же сторона ивы была практически сухой, также как и второе дерево, которое росло всего в нескольких метрах от первого. Было такое впечатление, что дерево плакало над могилой грузинского президента. На этот факт обратил внимание не только я, но и все те, кто там был».
Во время первой чеченской войны 1994-96 годов могила Гамсахурдия была серьезно повреждена попавшим в нее минометным снарядом. В ходе второй военной кампании, начавшейся в 1999 году, в этом районе Грозного велись ожесточенные боевые действия, и семья Гамсахурдия решила в третий раз перезахоронить его останки. Перезахоронением руководил бывший шеф личной охраны Джохара Дудаева Абу Арсанукаев.
«Я своими руками перезахоронил останки Гамсахурдия, как только его семья выразила такое желание», – сказал он недавно в интервью грузинской телекомпании «Имеди».
«Вместе со мной находились еще несколько человек. На территории, прилегающей к парку Кирова, и на улице Чехова шли самые большие бои, поэтому мы перезахоронили его, чтобы могила не потерялась, чтобы кто-то не раскопал ее и потом не сделал ее предметом торговли».
По словам Арсанукаева, Гамсахурдия был перезахоронен в надежном месте на территории Чечни, и только очень узкому кругу людей в Грозном и Тбилиси известно местонахождение этой могилы.
Вдова Гамсахурдия Манана Арчвадзе в беседе с IWPR сказала, что знает, где находится могила, но не может – исходя из соображений безопасности – говорить об этом публично. «Я жду, когда завершатся официальные переговоры между Грузией и Россией. Разумеется, я знаю, где он похоронен сегодня, и знаю, где будет окончательное место его захоронения в Грузии», – сказала она.
Некоторые «звиадисты» к заявлениям вдовы относятся скептически. Вот что сказал IWPR Бесарион Гугушвили, бывший при Гамсахурдия премьер-министром: «Я думаю, что останки были потеряны, когда Грозный взяли русские. Скорее всего, они забрали останки в Москву. Иначе как объяснить то, что процесс перезахоронения так затянулся».
На протяжении многих лет в грузинском обществе царило неоднозначное отношение к Гамсахурдия. Многие его считали опасным националистом, а для других он остается национальным героем. Официальное отношение к нему смягчилось после прихода к власти в 2004 году Михаила Саакашвили. Сегодня идею перезахоронения останков Гамсахурдия в Тбилиси поддерживает и Саакашвили, и Каталикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй, который в прошлом году отслужил заупокойную службу по первому президенту Грузии.
Друг Звиада Гамсахурдия, бывший министр иностранных дел Гоги Хоштария называет позором тот факт, что Гамсахурдия все еще не покоится в Грузии. «Несколько лет назад нельзя было даже упоминать имени Гамсахурдия – за это могли пристрелить. Сегодня все понимают, что Звиад национальный герой, который воплотил в жизнь идею независимости Грузии. И очень жаль, что мы не знаем точно даже то, где и в каких условиях покоятся его останки», – сказал он.
Однако даже если прах Гамсахурдия будет возвращен в Грузию, все равно не удастся обойтись без споров – на этот раз по поводу его окончательного «места упокоения».
Манана Арчвадзе хочет, чтобы ее муж был похоронен во дворе нового храма Святой Троицы в Тбилиси. Однако его сын Константин Гамсахурдия, который вернулся в Грузию после «революции роз» и в настоящее время возглавляет оппозиционную политическую партию «Свобода», считает, что первый президент Грузии должен быть похоронен в возвышающемся над Тбилиси Мтацминдском пантеоне, где нашли последний покой многие известные грузины. «Но до тех пор, – оговаривается он, – необходимо исследовать останки, чтобы окончательно убедится в том, что в Грузии действительно будет покоиться Звиад Гамсахурдия».
Заза Цуладзе, журналист телеканала «Имеди», Тбилиси.
Умалт Дудаев, псевдоним чеченского журналиста, контрибутора IWPR.