Политические индексы-2006: конкуренция ведущих политических партий

Политические индексы-2006: конкуренция ведущих политических партий

Политические индексы-2006: конкуренция ведущих политических партий

Одна из ключевых форм современной политической борьбы – это конкуренция в области информации. Проанализируем проблему в двух аспектах. С одной стороны, какова была информационная активность политических партий по проблемам, которые в 2006 году более всего волновали российское общество. А с другой стороны, какие проблемы, программные наработки вносились политическими партиями в национальную повестку дня.

1. Информационная активность политических партий по проблемам, волновавшим в 2006 году российское общество

Контент-анализ публикаций СМИ о деятельности ведущих политических партий позволил вычислить частотные индексы обращения к ведущим событиям 2006 года, которые волновали общественное мнение. Частотные индексы рассчитывались как количество сообщений СМИ о деятельности партий, где формулировалось отношение этих партий к указанным событиям к общему числу публикаций об их деятельности. Расчет производился по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия». Данные представлены в табл.1. Расчеты произведены в отношении событий, которые привлекли внимание более 30 процентов граждан.

Таблица 1

Обращение в информационной деятельности партий к ключевым событиям, вызвавшим наибольший резонанс в общественном мнении

(частотные индексы, в %)

Мнение

КПРФ

ЕР

ЛДПР

Конфликт России с Грузией

0,22

0,19

0,21

Рост тарифов на услуги ЖКХ

0,64

0,75

0,43

Рост цен на жилье

0,45

0,65

0,35

Рост цен на бензин

0,23

0,22

0,18

Дело рядового Андрея Сычева, ставшего жертвой дедовщины в армии

0,28

0,52

0,37

«Газовая война» России с Украиной

0,12

0,07

0,14

Уничтожение чеченского террориста Шамиля Басаева

0,15

0,15

0,21

Предложение введения пособий ("материнского капитала") в 250 тысяч рублей за рождение второго ребенка

0,32

0,79

0,45

Источник: ЦИПКР. На основе контент-анализа публикаций СМИ о деятельности ведущих политических партий вычислен частотные индексы обращения к ведущим темам, которые волновали общественное мнение. Частотные индексы рассчитывались как количество сообщений СМИ о деятельности партий, где формулировалось отношение этих партий к указанным событиям отнесенное к общему числу публикаций о данной партии. Расчет производился по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия».

В партийной пропаганде КПРФ особо была распространена тема роста тарифов на услуги ЖКХ и подорожания жилья, его доступности. Затем – введения детского пособия в форме «материнского капитал».
Как видно, все ведущие партии одинаково по уровню активности реагировали в связи с российско-грузинским конфликтом. Проблема роста тарифов на услуги ЖКХ более массированно поднималась в партийной пропаганде «Единой России», затем – КПРФ, и, наконец, – ЛДПР. Аналогичная ситуация с проблемой роста цен на жилье: «Единая Россия» как «куратор» национальных проектов здесь была активнее своих оппонентов. Большее чем КПРФ внимание проблеме дедовщины, в связи с делом рядового Сычева в партийной пропаганде уделили «ЕР» и ЛДПР. А вот по теме роста цен на бензин несколько активнее высказывались депутаты-коммунисты и представители КПРФ. «Газовая война» с Украиной стала в значительной степени темой для пропаганды ЛДПР, а затем уже – КПРФ. А вот лавры введения пособия на детей в виде «материнского капитала» активно пожинали в партийной пропаганде «ЕР» и ЛДПР.
В целом, из восьми доминирующих тем «Единая Россия» наиболее активно из всех партий реагировала в своей пропаганде на четыре из них, КПРФ и ЛДПР – по две.
Исследования Левада-Центра в 2006 году выявили иерархию проблем, которые в 2006 году более всего волновали российских граждан.(табл.2).

Таблица 2

Выберите из следующего списка три сферы, положение в которых складывается сейчас в России самым тревожным образом

Проблема

%

1. безработица и занятость

50

2. бедность и социальное неравенство

49

3. преступность, насилие

41

4. коррупция и финансовые, политические скандалы

24

5. состояние системы социальной защиты населения

22

6. загрязнение окружающей среды

20

7. состояние системы здравоохранения

19

8. терроризм

18

9. низкий уровень рождаемости

14

10. состояние системы образования

12

11. контроль за въездом в Россию граждан других стран

9

затрудняюсь ответить

2

Источник: Всероссийский опрос Левада-центра., проведенный в период с 19 по 22 мая в 128 населенных пунктах 46 регионов страны
(http://www.levada.ru/press/2006060601.html)

Как видно, доминирующими заботами населения были вопросы трудоустройства, бедности и социального неравенства. Две пятых населения были озабочены ростом преступности и насилия в обществе. Каждый четвертый – коррупцией, а один из пяти – состоянием систем социальной защиты, здравоохранения, распространением терроризма. Демографическая проблема тревожила каждого седьмого, состояние системы образования – 12 процентов граждан, а вопросы миграции – каждого одиннадцатого российского гражданина.
Насколько адекватна этим общественным запросам политическая риторика ведущих российских партии видно из гр.1

График 1

Отражение важнейших проблем, волнующих российских граждан в политической риторике партий (частотные индексы, в %)

Источник: ЦИПКР. На основе контент-анализа публикаций СМИ о деятельности ведущих политических партий вычислен частотные индексы обращения к ведущим темам, которые волновали общественное мнение. Частотные индексы рассчитывались как количество сообщений СМИ о деятельности партий, где формулировалось отношение этих партий к указанным событиям отнесенное к общему числу публикаций о данной партии. Расчет производился по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия».

Как видно, у ЛДПР наиболее активно в политической риторике присутствует проблема коррупции, защиты бедных и миграции. Менее всего транслируются в общество проблемы социальной защиты населения, экологии и борьбы с терроризмом.
У «Единой России» также наивысшие частотные индексы публикаций по теме коррупции. Далее – проблемы рождаемости, преодоления бедности и улучшения системы здравоохранения. На периферии информационно-пропагандистской деятельности «ЕР» мало интересует социальная защита, борьба с терроризмом, экология и проблемы занятости.
КПРФ активнее всего в СМИ разрабатывала проблемы бедности и социального неравенства, борьбы с коррупцией, а также безработицы и решения демографической проблемы.
Первенство в интенсивности постановки значимых для общества проблем выглядело таким образом:
«Единая Россия» – преодоление коррупции, решение проблем повышения рождаемости, экологии и здравоохранения;
ЛДПР – борьбы с терроризмом и незаконной миграцией;
КПРФ – решения проблем занятости и преодоления бедности, социального неравенства.
Как видим, большинство значимых для общества проблем в информационном плане «оседлала» партия «Единая Россия».

2 Предложения в национальную повестку дня: информационная активность КПРФ и других политических партий

В любой политической схватке победителем является тот, кто первенствует в соревновании за идеи и перспективы будущего. Поэтому целью любой политической партии является закрепление в ключевых слоях населения своего образа, как выразительницы созидательной программы.
Как известно, КПРФ внесла в национальную повестку дня 17 вопросов, предлагавшихся для общероссийского референдума по корректировке социально-экономического курса. Как показали опросы 2004-2005 гг., на уровне общественного мнения эта программа КПРФ была одобряема 70-90 процентами населения. И вот к концу 2006 года, как показало исследование ЦИПКР, ключевые референдумные предложения КПРФ перестали ассоциироваться с этой партией (табл.3).

Таблица 3.

Как вы думаете, какая из перечисленных партий отстаивает следующие требования:

  

«Единая Россия» (Грызлов).

КПРФ (Зюганов).

ЛДПР (Жириновский).

Справедливая Россия:

Родина-Пенсионеры-Жизнь (Миронов).

Довести размер минимальной зарплаты и пенсий до уровня прожиточного минимума, т.е. до 5 тысяч рублей

29

8

3

4

Вернуть народу природные богатства (нефть, газ, золото, металлы и др.), захваченные олигархами

21

11

4

3

Ограничить размер квартплаты 10 процентами совокупного дохода семьи

21

8

4

4

Защиты прав государствообразующего русского народа

19

5

12

3

Защиты демократии и прав человека

23

4

5

1

Источник: ЦИПКР. Опрос 18 – 25 декабря 2006 года. Выборка «панельная», квотированная, перевзвешенная, на базе 1500 респондентов из 25 субъектов Российской Федерации, статистическая погрешность -3,6 %.

По всем ключевым политическим требования, выдвинутым КПРФ, в массовом сознании доминируют ассоциации с «Единой Россией». В наибольшей степени это относится к положению о повышении минимальных зарплат и пенсий (29 процентов мнений). Уровень ассоциации этого требования с КПРФ более чем в 3 раза меньше (8 процентов). Минимальное преимущество у «Единой России» лишь по вопросу защиты прав государствообразующего русского народа (19 процентов). Здесь «на пятки» наступает ЛДПР (12 процентов мнений). Компартию признают выразительницей требования защиты интересов русского народа только 5 процентов граждан.
Самый весомый результат у КПРФ по программному требованию вернуть народу природные богатства, захваченные олигархами (11 процентов мнений). Но и здесь двукратное преимуществу у «Единой России» – партии, в чьей думской фракции наибольшая доля олигархов.
Требование ограничения квартплаты десятью процентами доходов семьи приписывается КПРФ лишь 8 процентами избирателей. Считают, что эту позицию отстаивает «Единая Россия» - 21 процент граждан.
По вопросу защиты прав человека и демократии впереди КПРФ не только «Единая Россия» (23 процента мнений), но и ЛДПР (5 процентов). У КПРФ здесь уровень ассоциации только 4 процента.
Таким образом, можно констатировать отчуждение в массовом сознании образа КПРФ от ключевых требований партии.
Это обстоятельство напрямую сказывается на электоральных намерениях граждан. Так, например, по данным Левада-центра в октябре 2006 года 16 процентов граждан России объявляли себя симпатизантами коммунистического политического направления (табл. 4). Но собственно за КПРФ намеревались голосовать лишь каждый десятый из сторонников коммунистической идеи (всего около 2 проц.). Столько же – за «Единую Россию».

Таблица 4

Партийные симпатии и электоральные намерения

Кому симпатизируют

  

Намерения голосовать за партии на предстоящих выборах в Госдуму

  

  

КПРФ

«Единая Россия»

СПС

«Яблоко»

ЛДПР

«Родина»

другие

Не участвовали

Затрудн. ответить

Коммунистам

16

10

10

1

2

4

5

15

11

42

Демократам

10

4

5

1

1

4

6

14

21

44

Патриотам

3

5

11

-

-

2

2

17

5

58

Партии власти

14

3

7

2

1

2

8

15

9

53

*) не знают, будут ли голосовать и за кого
Источник: Мониторинг Левада-центра. Октябрь 2006 г.

Самое поразительное, что из 16 процентов избирателей, самоопределившихся как сторонники коммунистического мировоззрения 11 затрудняются заявить о своем электоральном выборе, отказываются голосовать, готовы поддержать мелкие политические новообразования.
Как видим, большинство граждан по содержательным проблемам национальной повестки дня различает только «Единую Россию», ассоциируя с этой партией даже предложения оппозиции, которые партия власти не разделяет.

С.И.Васильцов, С.П.Обухов

Оценить статью
(0)