Одна из ключевых форм современной политической борьбы – это конкуренция в области информации. Проанализируем проблему в двух аспектах. С одной стороны, какова была информационная активность политических партий по проблемам, которые в 2006 году более всего волновали российское общество. А с другой стороны, какие проблемы, программные наработки вносились политическими партиями в национальную повестку дня.
1. Информационная активность политических партий по проблемам, волновавшим в 2006 году российское общество
Контент-анализ публикаций СМИ о деятельности ведущих политических партий позволил вычислить частотные индексы обращения к ведущим событиям 2006 года, которые волновали общественное мнение. Частотные индексы рассчитывались как количество сообщений СМИ о деятельности партий, где формулировалось отношение этих партий к указанным событиям к общему числу публикаций об их деятельности. Расчет производился по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия». Данные представлены в табл.1. Расчеты произведены в отношении событий, которые привлекли внимание более 30 процентов граждан.
Таблица 1
Обращение в информационной деятельности партий к ключевым событиям, вызвавшим наибольший резонанс в общественном мнении
(частотные индексы, в %)
Мнение |
КПРФ |
ЕР |
ЛДПР |
Конфликт России с Грузией |
0,22 |
0,19 |
0,21 |
Рост тарифов на услуги ЖКХ |
0,64 |
0,75 |
0,43 |
Рост цен на жилье |
0,45 |
0,65 |
0,35 |
Рост цен на бензин |
0,23 |
0,22 |
0,18 |
Дело рядового Андрея Сычева, ставшего жертвой дедовщины в армии |
0,28 |
0,52 |
0,37 |
«Газовая война» России с Украиной |
0,12 |
0,07 |
0,14 |
Уничтожение чеченского террориста Шамиля Басаева |
0,15 |
0,15 |
0,21 |
Предложение введения пособий ("материнского капитала") в 250 тысяч рублей за рождение второго ребенка |
0,32 |
0,79 |
0,45 |
Источник: ЦИПКР. На основе контент-анализа публикаций СМИ о деятельности ведущих политических партий вычислен частотные индексы обращения к ведущим темам, которые волновали общественное мнение. Частотные индексы рассчитывались как количество сообщений СМИ о деятельности партий, где формулировалось отношение этих партий к указанным событиям отнесенное к общему числу публикаций о данной партии. Расчет производился по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия».
В партийной пропаганде КПРФ особо была распространена тема роста тарифов на услуги ЖКХ и подорожания жилья, его доступности. Затем – введения детского пособия в форме «материнского капитал».
Как видно, все ведущие партии одинаково по уровню активности реагировали в связи с российско-грузинским конфликтом. Проблема роста тарифов на услуги ЖКХ более массированно поднималась в партийной пропаганде «Единой России», затем – КПРФ, и, наконец, – ЛДПР. Аналогичная ситуация с проблемой роста цен на жилье: «Единая Россия» как «куратор» национальных проектов здесь была активнее своих оппонентов. Большее чем КПРФ внимание проблеме дедовщины, в связи с делом рядового Сычева в партийной пропаганде уделили «ЕР» и ЛДПР. А вот по теме роста цен на бензин несколько активнее высказывались депутаты-коммунисты и представители КПРФ. «Газовая война» с Украиной стала в значительной степени темой для пропаганды ЛДПР, а затем уже – КПРФ. А вот лавры введения пособия на детей в виде «материнского капитала» активно пожинали в партийной пропаганде «ЕР» и ЛДПР.
В целом, из восьми доминирующих тем «Единая Россия» наиболее активно из всех партий реагировала в своей пропаганде на четыре из них, КПРФ и ЛДПР – по две.
Исследования Левада-Центра в 2006 году выявили иерархию проблем, которые в 2006 году более всего волновали российских граждан.(табл.2).
Таблица 2
Выберите из следующего списка три сферы, положение в которых складывается сейчас в России самым тревожным образом
Проблема |
% |
1. безработица и занятость |
50 |
2. бедность и социальное неравенство |
49 |
3. преступность, насилие |
41 |
4. коррупция и финансовые, политические скандалы |
24 |
5. состояние системы социальной защиты населения |
22 |
6. загрязнение окружающей среды |
20 |
7. состояние системы здравоохранения |
19 |
8. терроризм |
18 |
9. низкий уровень рождаемости |
14 |
10. состояние системы образования |
12 |
11. контроль за въездом в Россию граждан других стран |
9 |
затрудняюсь ответить |
2 |
Источник: Всероссийский опрос Левада-центра., проведенный в период с 19 по 22 мая в 128 населенных пунктах 46 регионов страны
(http://www.levada.ru/press/2006060601.html)
Как видно, доминирующими заботами населения были вопросы трудоустройства, бедности и социального неравенства. Две пятых населения были озабочены ростом преступности и насилия в обществе. Каждый четвертый – коррупцией, а один из пяти – состоянием систем социальной защиты, здравоохранения, распространением терроризма. Демографическая проблема тревожила каждого седьмого, состояние системы образования – 12 процентов граждан, а вопросы миграции – каждого одиннадцатого российского гражданина.
Насколько адекватна этим общественным запросам политическая риторика ведущих российских партии видно из гр.1
График 1
Отражение важнейших проблем, волнующих российских граждан в политической риторике партий (частотные индексы, в %)
Источник: ЦИПКР. На основе контент-анализа публикаций СМИ о деятельности ведущих политических партий вычислен частотные индексы обращения к ведущим темам, которые волновали общественное мнение. Частотные индексы рассчитывались как количество сообщений СМИ о деятельности партий, где формулировалось отношение этих партий к указанным событиям отнесенное к общему числу публикаций о данной партии. Расчет производился по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия».
Как видно, у ЛДПР наиболее активно в политической риторике присутствует проблема коррупции, защиты бедных и миграции. Менее всего транслируются в общество проблемы социальной защиты населения, экологии и борьбы с терроризмом.
У «Единой России» также наивысшие частотные индексы публикаций по теме коррупции. Далее – проблемы рождаемости, преодоления бедности и улучшения системы здравоохранения. На периферии информационно-пропагандистской деятельности «ЕР» мало интересует социальная защита, борьба с терроризмом, экология и проблемы занятости.
КПРФ активнее всего в СМИ разрабатывала проблемы бедности и социального неравенства, борьбы с коррупцией, а также безработицы и решения демографической проблемы.
Первенство в интенсивности постановки значимых для общества проблем выглядело таким образом:
«Единая Россия» – преодоление коррупции, решение проблем повышения рождаемости, экологии и здравоохранения;
ЛДПР – борьбы с терроризмом и незаконной миграцией;
КПРФ – решения проблем занятости и преодоления бедности, социального неравенства.
Как видим, большинство значимых для общества проблем в информационном плане «оседлала» партия «Единая Россия».
2 Предложения в национальную повестку дня: информационная активность КПРФ и других политических партий
В любой политической схватке победителем является тот, кто первенствует в соревновании за идеи и перспективы будущего. Поэтому целью любой политической партии является закрепление в ключевых слоях населения своего образа, как выразительницы созидательной программы.
Как известно, КПРФ внесла в национальную повестку дня 17 вопросов, предлагавшихся для общероссийского референдума по корректировке социально-экономического курса. Как показали опросы 2004-2005 гг., на уровне общественного мнения эта программа КПРФ была одобряема 70-90 процентами населения. И вот к концу 2006 года, как показало исследование ЦИПКР, ключевые референдумные предложения КПРФ перестали ассоциироваться с этой партией (табл.3).
Таблица 3.
Как вы думаете, какая из перечисленных партий отстаивает следующие требования:
|
«Единая Россия» (Грызлов). |
КПРФ (Зюганов). |
ЛДПР (Жириновский). |
Справедливая Россия: Родина-Пенсионеры-Жизнь (Миронов). |
Довести размер минимальной зарплаты и пенсий до уровня прожиточного минимума, т.е. до 5 тысяч рублей |
29 |
8 |
3 |
4 |
Вернуть народу природные богатства (нефть, газ, золото, металлы и др.), захваченные олигархами |
21 |
11 |
4 |
3 |
Ограничить размер квартплаты 10 процентами совокупного дохода семьи |
21 |
8 |
4 |
4 |
Защиты прав государствообразующего русского народа |
19 |
5 |
12 |
3 |
Защиты демократии и прав человека |
23 |
4 |
5 |
1 |
Источник: ЦИПКР. Опрос 18 – 25 декабря 2006 года. Выборка «панельная», квотированная, перевзвешенная, на базе 1500 респондентов из 25 субъектов Российской Федерации, статистическая погрешность -3,6 %.
По всем ключевым политическим требования, выдвинутым КПРФ, в массовом сознании доминируют ассоциации с «Единой Россией». В наибольшей степени это относится к положению о повышении минимальных зарплат и пенсий (29 процентов мнений). Уровень ассоциации этого требования с КПРФ более чем в 3 раза меньше (8 процентов). Минимальное преимущество у «Единой России» лишь по вопросу защиты прав государствообразующего русского народа (19 процентов). Здесь «на пятки» наступает ЛДПР (12 процентов мнений). Компартию признают выразительницей требования защиты интересов русского народа только 5 процентов граждан.
Самый весомый результат у КПРФ по программному требованию вернуть народу природные богатства, захваченные олигархами (11 процентов мнений). Но и здесь двукратное преимуществу у «Единой России» – партии, в чьей думской фракции наибольшая доля олигархов.
Требование ограничения квартплаты десятью процентами доходов семьи приписывается КПРФ лишь 8 процентами избирателей. Считают, что эту позицию отстаивает «Единая Россия» - 21 процент граждан.
По вопросу защиты прав человека и демократии впереди КПРФ не только «Единая Россия» (23 процента мнений), но и ЛДПР (5 процентов). У КПРФ здесь уровень ассоциации только 4 процента.
Таким образом, можно констатировать отчуждение в массовом сознании образа КПРФ от ключевых требований партии.
Это обстоятельство напрямую сказывается на электоральных намерениях граждан. Так, например, по данным Левада-центра в октябре 2006 года 16 процентов граждан России объявляли себя симпатизантами коммунистического политического направления (табл. 4). Но собственно за КПРФ намеревались голосовать лишь каждый десятый из сторонников коммунистической идеи (всего около 2 проц.). Столько же – за «Единую Россию».
Таблица 4
Партийные симпатии и электоральные намерения
Кому симпатизируют |
|
Намерения голосовать за партии на предстоящих выборах в Госдуму | ||||||||
|
|
КПРФ |
«Единая Россия» |
СПС |
«Яблоко» |
ЛДПР |
«Родина» |
другие |
Не участвовали |
Затрудн. ответить |
Коммунистам |
16 |
10 |
10 |
1 |
2 |
4 |
5 |
15 |
11 |
42 |
Демократам |
10 |
4 |
5 |
1 |
1 |
4 |
6 |
14 |
21 |
44 |
Патриотам |
3 |
5 |
11 |
- |
- |
2 |
2 |
17 |
5 |
58 |
Партии власти |
14 |
3 |
7 |
2 |
1 |
2 |
8 |
15 |
9 |
53 |
*) не знают, будут ли голосовать и за кого
Источник: Мониторинг Левада-центра. Октябрь 2006 г.
Самое поразительное, что из 16 процентов избирателей, самоопределившихся как сторонники коммунистического мировоззрения 11 затрудняются заявить о своем электоральном выборе, отказываются голосовать, готовы поддержать мелкие политические новообразования.
Как видим, большинство граждан по содержательным проблемам национальной повестки дня различает только «Единую Россию», ассоциируя с этой партией даже предложения оппозиции, которые партия власти не разделяет.
С.И.Васильцов, С.П.Обухов