Драма, написанная музыкой

Драма, написанная музыкой

Драма, написанная музыкой

Театры Бориса Покровского

В юные годы химия и опера были двумя главными увлечениями Бориса Покровского. Опера победила. Отмечая сейчас 95-летие, великий оперный режиссер говорит: «Будь я монархом или президентом, я бы на три дня запретил бы все кроме оперы. Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой и веселой».
Он поставил около 200 оперных спектаклей в двух театрах Москвы: в академическом Большом, где проработал 40 лет, и в Музыкальном камерном, который сам и создал.
С восьми лет Покровский ходил в Большой слушать оперы. Потом учился в школе знаменитых педагогов Елены и Евгении Гнесиных, затем в музыкальном училище. Одним из его учителей в режиссуре был Всеволод Мейерхольд. В начале 1930-х Покровский, играя в постановках Рабочего театра, организованного молодыми артистами, так увлекся режиссурой, что решил добавить к музыкальному образованию еще и театральное. Поступил в Государственный Институт театральных искусств (ГИТИС, ныне — РАТИ).
Молодой режиссер Покровский дебютировал в 1937 году в Нижнем Новгороде, только что переименованном в город Горький. Он поставил «Кармен» Бизе в горьковском Театре оперы и балета. Обольстительная цыганка в его спектакле была не роковой женщиной, символом страсти и измены, а просто верила в безграничную свободу и в счастье. Такая Кармен понравилась зрителю.
Спустя два года Борис Покровский, ставивший одну оперу за другой, был назначен художественным руководителем театра. В 1943 — приглашен в Большой театр на должность штатного режиссера.
«Без Чайковского душа человеческая, да еще русская, не проживет», — был убежден он. И в первый же свой московский сезон обратился к «Евгению Онегину» — лучшей опере о русских интеллигентах, живших в разладе разума и чувств и не испытывавших счастья.
Покровский стремился от начала до конца придерживаться авторской концепции произведения. В каждую музыкальную фразу, интонацию, ритм и темп композитор, по убеждению Покровского, вкладывает определенное содержание, которое нужно расшифровать. Педантично следуя авторскому замыслу, он в разные годы поставил множество опер, любимых публикой. «Свадьбу Фигаро» Моцарта с ее утонченным и зажигательным плутовством. «Садко» Римского-Корсакова — сказку о странствиях древнерусского Одиссея. «Отелло» и «Аиду» Верди с их титаническими страстями. Как автор весьма успешных постановок, Покровский вскоре стал главным режиссером Большого.
Но, работая в главном, официозном оперном театре страны, он создавал спектакли и на других сценах, более демократичных и либеральных. Например, в ленинградском Малом оперном театре, где после Второй мировой войны сделал спектакль «Война и мир». Эту оперу Сергей Прокофьев написал в 1943 году, и она жила теми же общенациональными чувствами, что и вся страна в те годы: радость победы, вера в справедливость, боль потерь. Вскоре «Война и мир», фактически открытая Покровским для зрителей, уже шла в Москве, в Большом.
«Когда Прокофьев умер, я поклялся поставить все его оперы до единой. И выполнил это, поставив оперы Прокофьева в Москве, Берлине, Праге:» — рассказывал впоследствии Борис Покровский. В 2006 году в Камерном театре появился даже спектакль «Сергей Прокофьев — детям»: ассорти из «безделушек» композитора, сочиненных для детей.
Далеко не все произведения современников, композиторов-новаторов, могли быть поставлены на сцене Большого. Как всякий оплот академического искусства, Большой скептически относился к «революциям в музыке». То, что было невозможно осуществить там, Покровский сделал уже после ухода из Большого — в созданном им самим Камерном театре. Он поставил часть опер Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, а затем и Альфреда Шнитке. Опера «Нос» Шостаковича, которая с начала 1930-х не шла нигде, стала визитной карточкой Камерного театра, и с ним объездила весь мир.
Московскому Академическому музыкальному Камерному театру уже 35 лет. Он впервые заявил о себе 18 января 1972 года премьерой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Поначалу коллектив ютился в помещении кинотеатра на окраине. Но зрители толпами шли «к Покровскому», и в конце концов театр получил хорошо оборудованное помещение в центре Москвы. На его сцене звучат оперы авангардистов, уже признанных классиками, старинные и малоизвестные европейские оперы («Виндзорские проказницы» Отто Николаи, «Тайный брак» Доменико Чимарозы), оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт: «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины». Театр поет на разных языках, поскольку его работодатели — немцы, французы, японцы, поляки:
О Покровском сняты документальные фильмы, написаны книги, у него много наград. Вопреки возрасту и болезням мэтр оперной режиссуры продолжает работать. «Услышанное впечатление я перевожу в зрительное и, главное, в действенное впечатление, — рассказывает Покровский. — Я продолжаю репетировать, несмотря на свою слепоту, потому что в партитуре для меня все рассказано и раскрыто. Опера — это драма, которая написана музыкой».

Ольга Соболевская, обозреватель «РИА Новости»

Оценить статью
(0)