В вашингтонском аналитическом Центре стратегических и международных исследований (CSIS) прошла конференция «США, Китай и Россия : осторожные конкуренты, недоверчивые партнеры», на которой китайские и американские эксперты обсудили вопросы сотрудничества между США, Китаем и Россией в Центральной Азии.
Центральная Азии продолжает оставаться в центре внимания мировых держав — США, России и Китая. Многие эксперты сходятся во мнении, что у всех трех стран в Центральной Азии общие интересы — борьба с терроризмом и экстремизмом, особенно в Афганистане. Согласны они и с тем, что им следует продолжить работать вместе в области нераспространения оружия массового уничтожения, энергетики, экономического развития, пресечения контрабанды оружия и нелегальной иммиграции, защиты окружающей среды.
По мнению Пан Гуана, директора Исследовательского центра по ШОС при Академии общественных наук Шанхая, у России и Китая есть свои собственные интересы в Центральной Азии. «Россия пытается сохранить традиционное влияние в регионе, — отметил Пан Гуан. — Китай заинтересован в энергетических ресурсах. Китай может помочь России, однако Россия с опаской относится, например, к открытию новых трубопроводов, по которым газ и нефть могли бы подаваться из Центральной Азии в Китай».
Российская политика в отношении Китая отличается последовательностью и базируется главным образом на прагматических соображениях, считает руководитель евразийских программ Центра стратегических и международных исследований Эндрю Качинс. Это, по его мнению, и привело в конечном счете к постепенному сближению и установлению крепких отношений между Китаем и Россией. «По мере укрепления российской экономики Москва перестала беспокоиться о своей демографической и экономической уязвимости по отношению к восходящей сверхдержаве, — сказал Качинс. — Стратегическое партнерство, установленное в 1996 году, набирало силу по мере укрепления политических и экономических отношений между двумя странами. Хотя иногда в Москве можно услышать опасения по поводу того, что Россия может стать энергетическим придатком Китая, его „младшим партнером“, рост цен на нефть и макроэкономическая революция вселили в Россию уверенность».
За влияние в Центральной Азии идет борьба между США, Китаем и Россией. Эти страны могут сотрудничать, однако, как заметил
«Самым удачным временем для развития сотрудничество был период после 11 сентября 2001 года. В то время Китай надеялся, что США предложат нечто такое, чего он не мог предложить сам. Главным препятствием после 11 сентября было убедить Соединенные Штаты в том, что в их интересах было развивать такое сотрудничество. И мне кажется, — сказал Оресман, — что в то время многие как в американском правительстве, так и в научных центрах не особенно обращали внимание на Китай и не считали, что он может принести пользу Америке в Центральной Азии, когда она посылала свои войска в регион после 11 сентября.
»Сейчас позиция США изменилась, — добавил Оресман. — Америка выиграет от сотрудничества, если заручится поддержкой Китая и всего региона в своем подходе к решению проблем Центральной Азии и Афганистана".
Мнения о том, являются ли США, Китай и Россия в Центральной Азии партнерами или соперниками, разошлись.
Наджия Бадыкова