В Москве вновь заговорили о возможности выхода России из ДОВСЕ — на сей раз официально. Директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов заявил журналистам в Москве: "Судя не по словам, а по делам, члены НАТО, очевидно, не заинтересованы в том, чтобы ДОВСЕ был обновлен и эффективно работал, чтобы в военной сфере существовали четкие, отвечающие нынешним реалиям «правила игры». По его мнению, «в результате расширения альянса оказались значительно превышены некоторые ключевые ограничения действующего ДОВСЕ образца 1990 года. Таким образом, действия натовских стран поставили под вопрос жизнеспособность всего европейского режима контроля над обычными вооружениями». Комментируя же возможность выхода России из ДОВСЕ в случае затягивания вступления в силу его адаптированного варианта, Антонов ответил: «В ДОВСЕ имеется целый набор инструментов, позволяющих его участнику защищать свои интересы — от постановки вызывающих обеспокоенность проблем совместной консультативной группе до созыва чрезвычайной конференции и выхода из договора в случае возникновения исключительных обстоятельств, поставивших под угрозу его высшие интересы. Наконец, существуют и другие нормы международного права, применимые к данному случаю». «Какие из этих инструментов и когда использовать, Россия будет определять с учетом своих интересов, конкретной ситуации и действий других участников договора», — заявил российский дипломат.
Как пояснил Антонов, Россия ратифицировала адаптированный ДОВСЕ в 2004 году, а страны НАТО до сих пор не сделали этого, увязывая ратификацию с выводом Россией войск и вывоза военного имущества из Грузии и Молдовы. И хотя в НАТО ссылаются на некие обязательства, взятые Россией в Стамбуле, в Москве устами Антонова уверяют, что, оказывается, «никакой увязки в Стамбуле между ратификацией адаптированного ДОВСЕ и двусторонними договоренностями России с Грузией и Молдовой не было». И закончил: «Мы не намерены делать вид, что ДОВСЕ образца 1990 года функционирует нормально и нас устраивает. Остро ставим соответствующие вопросы перед партнерами. Именно на них лежит ответственность за будущую судьбу договора»,
Первые «утечки», что Россия может поставить вопрос об очередной «адаптации» ДОВСЕ, потому как расширение НАТО «нарушает прежние квоты», появились еще в июне 2006 года, о чем тогда сообщала наша газета. Однако если полгода назад все происходило на уровне «утечек», то теперь поставить под вопрос ДОВСЕ Москва грозит вполне открыто и вслух.
При этом понятно и другое. Частью ДОВСЕ являются и те самые фланговые ограничения, которые уже затрагивают и Азербайджан. Подписание их в 1997 году вызвало в Баку нешуточные страсти и дискуссии: включение в проекте договора Азербайджана в российскую фланговую квоту многие расценили как закрепление статуса «российской сферы влияния», к тому же, согласно договору, Москва получала право на временное размещение на территории стран Южного Кавказа своих вооруженных сил, Милли меджлис Азербайджана ратифицировал тогда «фланговый пакет» после весьма острых дискуссий и с весьма серьезными оговорками.
Согласно им, ни Россия, ни
Теперь уже ясно, что опасения по поводу включения в «сферу влияния России» не оправдались. Однако произошло другое: «адаптированный» ДОВСЕ позволило России нарастить существенный военный «кулак» на Южном Кавказе, включая военные базы в Армении и «миротворческие силы» в Абхазии и Южной Осетии. И нетрудно догадаться, что под соусом разговоров о необходимости «сбалансировать» последствия расширения НАТО Россия вновь попытается выторговать для себя расширение собственных фланговых квот, и, скорее всего, за счет стран юга постсоветского пространства.
Нурани