Россия и США ведут борьбу за контроль над политикой ОБСЕ

Россия и США ведут борьбу за контроль над политикой ОБСЕ

Россия и США ведут борьбу за контроль над политикой ОБСЕ

На фоне борьбы, которую Россия и Соединенные Штаты ведут за контроль над политикой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, 2007 год может оказаться очень важным для этой организации, объединяющей 56 стран мира.
В декабре Москва активизировала свои усилия, призванные направить деятельность ОБСЕ в иное русло. Частично это стало реакцией на критику политики Кремля со стороны ряда видных представителей Европейского Союза. Например, в интервью, опубликованном в середине декабря в бельгийской газете «Ле Суар», бельгийский министр иностранных дел Карел де Гюхт, параллельно исполнявший в 2006 году обязанности председателя ОБСЕ, подверг Россию жесткой критике, заявив, что у него сформировалось «окончательное впечатление», что Россия является «несовременным государством».
«Россия не является демократическим государством в нашем понимании этого слова», — отметил он, добавив, что Кремль не делает достаточно четкого различия между «собственностью режима и собственностью государства — между управлением и владением имуществом».
Де Гюхт также высказал предположение, что у России сохранились анахронические имперские амбиции в отношении стран, некогда входивших в состав советской империи. «Россия страдает синдромом несуществующей конечности, — подчеркнул он. — У нее больше нет этих территорий [стран СНГ], но она по-прежнему чувствует в них боль. Этим и объясняется привязанность России к Грузии и Украине».
Слова де Гюхта помогли провести четкую грань внутри самой ОБСЕ, противопоставив Соединенные Штаты, Канаду и Европейский Союз — России с ее сторонниками на Кавказе и в Центральной Азии. В ответ на критику Россия перешла в наступление, активизировав усилия с целью изменить политику ОБСЕ.
Официальный представитель министерства иностранных дел России Михаил Камынин подверг ОБСЕ критике за то, что она уделяет слишком мало внимания политическим, военным и экономическим вопросам. С 2004 года российские чиновники призывают ОБСЕ применить «изначальный комплексный подход» к решению «новых» транснациональных проблем безопасности, нашедших свое выражение в международном терроризме, а также незаконном производстве и торговле оружием. Москва также добивается выделения больших средств на программы экономического развития в странах, расположенных к «востоку от Вены».
Кроме того, правительства России, Беларуси и большинства центрально-азиатских стран недовольны преувеличенным, по их мнению, вниманием Организации к вопросам демократизации и прав человека в странах-членах ОБСЕ. С 2004 года российские чиновники предпринимают попытки ограничить деятельность миссий по наблюдению за выборами и осуществление других программ ОБСЕ по продвижению демократии. В течение нескольких месяцев 2004 года российское правительство даже отказывалось одобрить бюджет ОБСЕ, пока члены Организации не согласятся обсудить ее предложения. Поскольку решения ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, остальные ее члены были вынуждены прислушаться к словам Москвы. Хотя в итоге члены ОБСЕ отклонили большинство требований России, они все же согласились сократить взнос России в бюджет этой организации.
Особый гнев России вызывает Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. В конце 2005 года министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил недовольство тем, что БДИПЧ обрело слишком большую самостоятельность, добавив, что Бюро необходимо выработать более четкие принципы работы. В частности, он посетовал, что БДИПЧ уделяет «неодинаковое внимание» своим миссиям по наблюдению за выборами.
В своем заявлении в декабре прошлого года Камынин утверждал, что правительства некоторых стран-членов ОБСЕ не желают проводить реформу ОБСЕ, поскольку существующая система обеспечивает им «удобную возможность для осуществления одностороннего влияния на других членов Организации, а также для попыток по реформированию их обществ и политики в соответствии с диктуемыми извне стандартами».
Многие из этих обвинений были повторены Лавровым на состоявшемся в начале 2006 года заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Брюсселе. Там он впервые предупредил, что отсутствие необходимых реформ — по крайней мере, с точки зрения России — поставит под вопрос саму необходимость существования организации. Возможно, Лавров хотел нанести упреждающий удар, поскольку вопрос о так называемых «замороженных конфликтах» внутри бывшего советского блока, особенно в спорных сепаратистских районах Грузии и Молдовы, занимают сейчас верхнюю строчку в повестке дня ОБСЕ. «Замороженные конфликты» были основной темой обсуждения на встрече в Москве, состоявшейся 18 декабря между Лавровым и испанским министром иностранных дел Мигелем Анхелем Моратиносом, исполняющим функции председателя ОБСЕ в 2007 году.
На декабрьской встрече министров иностранных дел ОБСЕ глава американской делегации, заместитель Госсекретаря по политическим делам США Николас Бернс, призвал полностью вывести российские войска из Грузии и Молдовы в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Москвой на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Западные правительства обвиняют российских миротворцев в этих двух странах в том, что они принимают сторону сепаратистов, поддерживая отделившиеся регионы Приднестровье в Молдове и Абхазию и Южную Осетию в Грузии. Лавров ответил, что участие ОБСЕ в этих спорах лишь «политизирует» данные конфликты и мешает их мирному урегулированию. Дискуссии вокруг продолжающегося присутствия российских военных в спорных регионах Грузии и Молдовы препятствует принятию НАТО поправок к Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
В целом, наблюдается углубление расхождений в американском и российском видении роли ОБСЕ. Соединенные Штаты хотят по-новому сбалансировать деятельность ОБСЕ в географическом, но не в функциональном, плане. Американские должностные лица предпочитают, чтобы ОБСЕ, продолжая уделять внимание вопросам политического реформирования (особенно в вопросе наблюдения за выборами), выделяла больше ресурсов на отслеживание ситуации в бывшем Советском Союзе. Правительства России и ее союзников стремятся сбалансировать ОБСЕ функционально, заставив ее сконцентрировать внимание на политическом и военном сотрудничестве. Одобряя новые инициативы ОБСЕ, направленные на содействие экономическому развитию в странах бывшего СССР, они все же не желают, чтобы Организация уделяла им усиленное внимание в области так называемого «человеческого измерения».

Ричард Вайц, старший научный сотрудник Хадсоновского института в Вашингтоне

Оценить статью
(0)