На фоне борьбы, которую Россия и Соединенные Штаты ведут за контроль над политикой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, 2007 год может оказаться очень важным для этой организации, объединяющей 56 стран мира.
В декабре Москва активизировала свои усилия, призванные направить деятельность ОБСЕ в иное русло. Частично это стало реакцией на критику политики Кремля со стороны ряда видных представителей Европейского Союза. Например, в интервью, опубликованном в середине декабря в бельгийской газете «Ле Суар», бельгийский министр иностранных дел Карел де Гюхт, параллельно исполнявший в 2006 году обязанности председателя ОБСЕ, подверг Россию жесткой критике, заявив, что у него сформировалось «окончательное впечатление», что Россия является «несовременным государством».
«Россия не является демократическим государством в нашем понимании этого слова», — отметил он, добавив, что Кремль не делает достаточно четкого различия между «собственностью режима и собственностью государства — между управлением и владением имуществом».
Де Гюхт также высказал предположение, что у России сохранились анахронические имперские амбиции в отношении стран, некогда входивших в состав советской империи. «Россия страдает синдромом несуществующей конечности, — подчеркнул он. — У нее больше нет этих территорий [стран СНГ], но она
Слова де Гюхта помогли провести четкую грань внутри самой ОБСЕ, противопоставив Соединенные Штаты, Канаду и Европейский Союз — России с ее сторонниками на Кавказе и в Центральной Азии. В ответ на критику Россия перешла в наступление, активизировав усилия с целью изменить политику ОБСЕ.
Официальный представитель министерства иностранных дел России Михаил Камынин подверг ОБСЕ критике за то, что она уделяет слишком мало внимания политическим, военным и экономическим вопросам. С 2004 года российские чиновники призывают ОБСЕ применить «изначальный комплексный подход» к решению «новых» транснациональных проблем безопасности, нашедших свое выражение в международном терроризме, а также незаконном производстве и торговле оружием. Москва также добивается выделения больших средств на программы экономического развития в странах, расположенных к «востоку от Вены».
Кроме того, правительства России, Беларуси и большинства
Особый гнев России вызывает Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. В конце 2005 года министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил недовольство тем, что БДИПЧ обрело слишком большую самостоятельность, добавив, что Бюро необходимо выработать более четкие принципы работы. В частности, он посетовал, что БДИПЧ уделяет «неодинаковое внимание» своим миссиям по наблюдению за выборами.
В своем заявлении в декабре прошлого года Камынин утверждал, что правительства некоторых
Многие из этих обвинений были повторены Лавровым на состоявшемся в начале 2006 года заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Брюсселе. Там он впервые предупредил, что отсутствие необходимых реформ — по крайней мере, с точки зрения России — поставит под вопрос саму необходимость существования организации. Возможно, Лавров хотел нанести упреждающий удар, поскольку вопрос о так называемых «замороженных конфликтах» внутри бывшего советского блока, особенно в спорных сепаратистских районах Грузии и Молдовы, занимают сейчас верхнюю строчку в повестке дня ОБСЕ. «Замороженные конфликты» были основной темой обсуждения на встрече в Москве, состоявшейся 18 декабря между Лавровым и испанским министром иностранных дел Мигелем Анхелем Моратиносом, исполняющим функции председателя ОБСЕ в 2007 году.
На декабрьской встрече министров иностранных дел ОБСЕ глава американской делегации, заместитель Госсекретаря по политическим делам США Николас Бернс, призвал полностью вывести российские войска из Грузии и Молдовы в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Москвой на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Западные правительства обвиняют российских миротворцев в этих двух странах в том, что они принимают сторону сепаратистов, поддерживая отделившиеся регионы Приднестровье в Молдове и Абхазию и Южную Осетию в Грузии. Лавров ответил, что участие ОБСЕ в этих спорах лишь «политизирует» данные конфликты и мешает их мирному урегулированию. Дискуссии вокруг продолжающегося присутствия российских военных в спорных регионах Грузии и Молдовы препятствует принятию НАТО поправок к Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
В целом, наблюдается углубление расхождений в американском и российском видении роли ОБСЕ. Соединенные Штаты хотят
Ричард Вайц, старший научный сотрудник Хадсоновского института в Вашингтоне