Газовая ОПЕК: реальность или миф?

Газовая ОПЕК: реальность или миф?

Газовая ОПЕК: реальность или миф?

28 января секретарь Совета Безопасности России Игорь Иванов встретился в Тегеране с Духовным лидером Ирана, руководителем страны аятоллой Али Хаменеи. На этой встрече аятолла Хаменеи внес предложение о создании Ираном и Россией Организации стран — экспортеров газа, так сказать, новой ОПЕК. «Наши страны могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК», — заявил Али Хаменеи. Руководитель ИРИ особо подчеркнул, что «половина мировых запасов природного газа находится в России и Иране», и добавил: «Наши страны могут стать взаимодополняемыми партнерами в сфере политики, экономики, в региональных и международных вопросах».
Идея о газовой ОПЕК ненова. Разговор на эту тему начался еще год назад. В том числе и благодаря усилиям президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Еще на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Шанхае иранский президент предложил Владимиру Путину заключить газовый союз. Однако в России его, по крайней мере, публично, не поддержали.
В 2006 году эту тему активно обсуждали мировые СМИ. При этом они подчеркивали, что Россия стремится к созданию газовой ОПЕК вместе с Катаром, Алжиром, Ливией, Казахстаном, другими странами Центральной Азии и Ираном. По мнению ряда иностранных специалистов, уже в прошлом году Россия начала косвенно готовиться к консолидации мировых газовых активов в одной организации. Говорят, что даже есть ее пилотное название — МАННГО (Международный альянс национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ).
Однако, несмотря на то, что представители российских властей разного уровня не раз заявляли, что подобных планов у России нет и главную ставку РФ делает на стабильные партнерские отношения между всеми участниками газового рынка, тревогу мирового сообщества развеять не удается. Тем более что на недавней пресс-конференции в Кремле президент России Владимир Путин заявил, что предложение Ирана о создании газовой ОПЕК — «идея интересная», и обещал об этом подумать.
Аятолла Хаменеи поднял новую волну в этой неспокойной дискуссии. Понять лидера Ирана можно. Все глубже падая в международную изоляцию в связи с невыполнением резолюций Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе, Тегеран пытается заручиться поддержкой как можно большего количества стран в других жизненно важных сферах, в том числе в области экспорта газа, рассматривая в данном случае газ как политическую дубину. Ибо, вне всякого сомнения, это полностью политическая, а не экономическая инициатива Ирана. Примечательно, что на уже упоминавшейся встрече с Игорем Ивановым руководитель Ирана отметил, что потенциал развития сотрудничества между Ираном и Россией «выше, чем считалось ранее». По мнению иранского Духовного лидера, Россия и Иран могли бы оказать скоординированное противодействие США. «Несмотря на огромные усилия, США так и не смогли достичь своих целей в регионе (Ближнего Востока. — Авт.). И активное сотрудничество по региональным вопросам между Ираном и Россией может оказаться эффективным в деле срыва амбициозных планов США», — заявил аятолла Хаменеи. Вот для этого Ирану и нужна газовая ОПЕК как один из инструментов политической борьбы с Западом. Иран явно затевает политические игры на газовом поле. Но насколько практически возможно осуществление планов по созданию газовой ОПЕК?
Несомненно, природный газ сегодня и в обозримой перспективе — это один из главных источников энергии. За него будет битва. Надеемся — конкурентно-экономическая.
Потребление природного газа в мире вырастет с 2,75 трлн куб. м в 2005 году до 5,16 трлн куб. м в 2030-м, то есть практически в два раза. При этом высокие цены на нефть будут повышать спрос на голубое топливо. Сейчас его использование ежегодно увеличивается на 2,4%. Его доля в энергетическом балансе планеты, по оценкам аналитиков, в 2030 году составит 26%.
По данным сборника «Статистический обзор мировой энергетики» за 2005 год, выпущенного компанией BP, самыми крупными экспортерами газа в мире были Россия (151 млрд куб. м), Канада (104 млрд куб. м), Норвегия (79 млрд куб. м), Алжир (65 млрд куб. м) и Нидерланды (47 млрд куб. м). К слову, Иран же экспортирует очень малую долю добываемого им газа (около 30 млрд куб. м) — практически все потребляется внутри страны. (Хотя, действительно, на Иран и Россию, вместе взятые, приходится более 40% доказанных запасов газа в мире. Однако запасы — это еще не добыча, инфраструктура которой требует миллиардных капиталовложений, а добыча — это еще не экспорт.) Поэтому влияние Ирана на газовую ситуацию в мире весьма и весьма ограничено, в отличие от нефти.
Ведя разговор о формировании мирового газового рынка, следует учитывать, что на него действуют определенные объективные факторы. Дело в том, что транспортировка «обычного» природного газа связана со строительством и использованием дорогостоящих систем многокилометровых газопроводов. Опоясать весь земной шар трубопроводами — задача нереальная. Кроме того, транзитная переброска природного газа через территории третьих стран неразрывно связана с транзитными тарифами и налогами. В связи с этим газовые рынки сегодня крайне раздроблены, а долгосрочные контракты на поставку газа приобретают первостепенное значение. Газ продается и покупается по большей части в рамках долгосрочных контрактов, многие из которых имеют сроки до 20 лет. По такой тактике действует ныне и «Газпром» — в течение 2006 года отечественная монополия продлила контракты на поставку топлива со многими партнерами из Западной Европы вплоть до 2030 года. В этих договорах хоть и не называется окончательная цена на газ, но предлагается четкая схема, по которой он будет оплачиваться.
Можно констатировать, что в настоящее время мирового рынка газа нет. Нынешний рынок газа существенным образом отличается от рынка нефти. Имеются лишь различные региональные рынки.
Мировой рынок газа может обрести характеристики сегодняшнего нефтяного рынка лет через 15–20 (а по некоторым оценкам, и через 30 лет). Причем это напрямую связывают с развитием мощностей и инфраструктуры сжиженного природного газа (СПГ). Специалисты утверждают, что в ближайшие годы разумной альтернативы СПГ найдено не будет. СПГ обладает многими преимуществами перед обычным газом. Так, если природный газ охладить до температуры примерно минус 162 градуса по Цельсию, он превратится в жидкость, которую можно на специальных танкерах перевозить по морю на расстояния в тысячи километров.
Затем доставленный сжиженный газ возвращается в первоначальное состояние на терминалах по регазификации СПГ. Это традиционно очень дорогостоящий процесс. Однако он очень эффективен (газ метан, будучи сжиженным, уменьшается в объеме в 600 раз) и позволяет уместить огромное количество энергии в одной грузовой емкости: за одну перевозку доставляется количество, эквивалентное 5% газа, потребляемого в США за одни сутки.
На будущем мировом рынке газа будет доминировать именно сжиженный природный газ. В настоящее время сектор СПГ является одним из самых динамичных в энергетической отрасли: мировое потребление сжиженного газа растет на 10% в год, тогда как обычного, как было отмечено, на 2,4%. И рост потребления сжиженного газа не прекратится.
Объем продаж СПГ в мире в 2005 году составил 188,8 млрд куб. м, что обеспечило 26,2% общемировой торговли природным газом (в 1970 г. — 3%). Согласно прогнозам экспертов, в 2010 году доля СПГ в мировой торговле газом составит 28%, в 2020 году — 34%. В 2030 году на долю СПГ будет приходиться около половины торговли природным газом — не в последнюю очередь благодаря тому, что используемые сейчас технологии получения сжиженного газа превращают природный газ почти в такой же мобильный вид топлива, как нефть.
Ожидается, что уже к 2010–2011 годам обороты в секторе СПГ удвоятся по сравнению с 2004 годом. Этому способствует бурное строительство заводов по производству СПГ, а также всей инфраструктуры транспортировки СПГ. Можно ожидать, что к 2010 году объем мощностей в отрасли вырастет на 50%. Показатель загруженности танкеров сейчас также растет, что свидетельствует о налаживании инфраструктуры. В частности, если совсем недавно — в 2002 году — в мире насчитывалось 135 танкеров, перевозящих СПГ, то к 2009 году их должно стать втрое больше.
Быстрое развитие мирового рынка СПГ будет обеспечиваться за счет одновременного роста предложения и спроса. Сейчас на рынке СПГ доминируют такие производители сжиженного газа, как Индонезия (31,5 млрд куб. м), Малайзия (28,5 млрд куб. м), Катар (27,1 млрд куб. м), Алжир (25,7 млрд куб. м), Австралия (14,9 млрд куб. м), Тринидад и Тобаго (14 млрд куб. м) и еще шесть менее значимых производителей. В будущем к «клубу 12 стран — экспортеров СПГ», возможно, присоединятся Россия, Норвегия, Экваториальная Гвинея, Перу. В свою очередь, «клуб импортеров» СПГ (ныне это — Япония (76 млрд куб. м), Южная Корея (30,5 млрд куб. м), Испания (21,9 млрд куб. м), США (17,9 млрд куб. м), Франция (12,9 млрд куб. м) пополнится такими странами, как Китай, Германия, Польша и др. В США в настоящее время 90% импорта природного газа поступает по газопроводам из Канады, но после 2010 года на СПГ придется более половины импорта газа.
В США после 2010 года основным источником станут поставки СПГ по морю. Сегодня Соединенные Штаты располагают пятью терминалами по переработке СПГ суммарной мощностью 45 млрд куб. м в год. Сейчас в Мексиканском заливе строятся еще три терминала, которые в перспективе увеличат показатель на 56 млрд куб. м. Эксперты полагают, что в 2030 году импорт СПГ в США достигнет 124 млрд куб. м в год.
Таким образом, в настоящее время и даже в ближайшие годы возникновение на газовом рынке организации, подобной ОПЕК, вряд ли возможно. Причем сразу по нескольким причинам.
Во-первых,
сегодня на рыночных условиях реализуются сравнительно малые объемы газа. Причем в основном это касается СПГ. Как было отмечено, природный газ по большей части продается и покупается в рамках долгосрочных контрактов, многие из которых имеют сроки до 20 лет. При таких условиях влиять на цену путем регулирования объемов добычи, как это происходит в рамках ОПЕК, весьма затруднительно.
Во-вторых,
по вышеназванной причине, в отличие от нефти, в мире отсутствует «газовая биржа», регулирующая цены.
В-третьих,
газ добывается, продается и потребляется на не общемировой, а в основном на региональной основе. Так, существует американский рынок, где поставки осуществляются в основном американскими же компаниями, а практически весь импорт приходится на Канаду и страны Карибского бассейна. Что касается европейского рынка, то в данном случае главными источниками поставок выступают Россия и страны бассейна Северного моря, хотя на юг части континента часть газа поставляется из Северной Африки. В Азии главные поставщики газа — Малайзия, Индонезия и Австралия. Единственный поставщик, который в состоянии претендовать на глобальную географию продаж, — это Катар. Эта страна — мировой лидер по поставкам сжиженного природного газа на азиатские, европейские и североамериканский рынки.
В-четвертых,
сами крупнейшие производители газа, такие как Канада, Норвегия, Катар, Нигерия, еще не готовы к объединению в жестких рамках газового картеля.
Что касается России, в политических кругах есть мнение, что, если и говорить о газовом картеле, то этот картель продавцов газа не должен быть аналогом ОПЕК. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает, что ни с ОПЕК, ни с какой другой организацией России нельзя находиться в жесткой сцепке. России не следует вступать в газовый ОПЕК. Однако, по его мнению, следует договариваться о взаимодействии с другими поставщиками газа. «Мы не исключаем для себя разного вида компенсационных сделок, когда Россия будет поставлять газ по своим трубопроводам и покрывать тем самым обязательства Катара, а Катар будет обеспечивать обязательства России поставками сжиженного природного газа», — заявил Маргелов. По его словам, ряд российских компаний рассматривает вопрос о возможности строительства терминалов СПГ на Ближнем Востоке.
Но все же о сотрудничестве и координации действий стран — производителей газа говорить следует. Так, в апреле в Катаре будет проходить конференция стран — производителей газа, в которой примут участие и представители России. На ней будут обсуждаться вопросы возможных альянсов в газовой сфере.
Что же касается предложений Ирана о создании организации, связанной с сотрудничеством в газовой сфере, подобной ОПЕК, то, основываясь на приведенных выше оценках специалистов, можно констатировать, что это очередной чисто политический иранский ход, нацеленный против США и Запада. Причем он не учитывает, что даже при гипотетическом создании газовой ОПЕК интересы США не пострадают.

В. И. Сажин

Оценить статью
(0)