Кому выгодна дискредитация ШОС?

Кому выгодна дискредитация ШОС?

Кому выгодна дискредитация ШОС?

В последнее время в зарубежных печатных и электронных  СМИ  все чаще публикуются статьи, посвященные тем или иным вопросам международной политики, где между навязчиво продвигаемыми глупыми и поучительными строками, насыщенными агрессивным эгоизмом, явно видны уши интеллектуалов из заморской группы экстренного реагирования  на развитие ситуаций в различных частях земного шара. А если называть вещи своими именами, то в них открыто лоббируются интересы нынешней администрации США, претендующей на роль «руки божьей» в мирских делах.
Причем эти статьи не только изобилуют политическими ляпсусами, свидетельствующими о некомпетентности их авторов по избранной тематике и отсутствии аналитического видения тех или иных процессов, но и преподносят «доблестного американского ковбоя» - Буша обуреваемым беспокойством за судьбу всех и вся.
В результате в них желаемое выдается за действительное, а действительному придается ложная или квазиокраска. В частности, ряд статей, составленных многопрофильными писаками, посвящен деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которой предсказывают и пророчат НАТОвское будущее. Однако даже поверхностное ознакомление с этими материалами позволяет сделать вывод – они не выдерживают никакой критики. Для ликбеза приведу некоторые данные об этой организации.
ШОС в составе шести государств - Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - была образована в Шанхае 15 июня 2001 года.  В последующие годы статус наблюдателей в ней получили Пакистан, Индия, Иран и Монголия.
В соответствии с хартией организации и декларацией о ее создании главными целями ШОС являются: укрепление между государствами- членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие эффективного сотрудничества между государствами-членами в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, природоохранной и других сферах; совместная защита мира, безопасности и стабильности в регионе и содействие установлению демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
ШОС придерживается строгого соблюдения основной цели и принципов Устава ООН; взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы или его угрозы; равноправия всех государств-членов; решения всех проблем путем взаимных консультаций; неприсоединения к блокам и ненаправленности против других стран и организаций; открытости внешнему миру и стремления к диалогу, обменам и сотрудничеству в любой форме с другими странами и соответствующими международными и региональными организациями
К сформулированным выше приоритетным направлениям деятельности организации можно добавить, что учредительные документы ШОС не предусматривают интеграцию в военной сфере, включая создание военно-политического блока.
Это наглядно подтверждается и тем, что за время  существования организации были проведены всего лишь два совещания министров обороны государств-членов – в 2001 и 2006 годах. В принятых документах предусматривается сотрудничество по линии министерств обороны стран ШОС в сфере обеспечения региональной безопасности, и отсутствуют положения о создании какого-либо военно-политического союза или альянса. При этом подчеркивается, что взаимодействие оборонных ведомств ограничивается только борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В этой связи уместно отметить и тот факт, что документы, регулирующие проведение встреч министров обороны в рамках ШОС на постоянной основе, также вызывающих беспокойство западных наблюдателей, отсутствуют. Создание постоянно-действующего органа в рамках ШОС - «центра командования» не предусмотрено. Более того, в настоящее время организация рассматривается в качестве многосторонней консультативной структуры по поиску путей взаимодействия оборонных ведомств и использования их потенциала в вопросах борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркобизнесом и транснациональной преступностью. В частности, на основе подписанной участниками ШОС конвенции о борьбе с этими явлениями, заложившей правовые основы для коллективного противодействия общим для всех стран региона угрозам, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) – получившая в 2002 г. статус постоянно действующего органа ШОС со штаб-квартирой в городе Ташкенте.
В ее рамках с участием всех государств - членов трижды проводились учения по борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма, но не военные маневры, демонстрирующие боевую подготовку.
Нынешняя обстановка в регионе, в частности, активизация вышеупомянутых вызовов современности, а также отсутствие мира, стабильности и безопасности в приграничных государствах вынуждают страны - участницы организации принимать экстренные меры по их пресечению. С этой целью на 2007 год в рамках ШОС запланировано проведение первых совместных военных учений по выработке механизма взаимодействия силовых структур.
Ряд авторов статей выражает обеспокоенность военно-техническим сотрудничеством между Россией и Китаем. Не требуется большого ума, чтобы  понять, что совместные действия этих стран возможны только в том случае, если Москва и Пекин столкнутся с единой угрозой их суверенитетам и государственным интересам в регионе. В другом случае они не представляются возможным из-за отсутствия общей платформы доверия. То же самое касается создания военно-политического союза между Россией и Китаем, что предполагает более открытое сотрудничество в сфере обороны, взаимного доступа к военным разработкам и вооружениям, в чем не проявляет заинтересованности ни одна из сторон.
Однако нельзя не подчеркнуть тот факт, что участие России в ОДКБ и ЕврАзЭС дает ей по сравнению с Китаем определенное преимущество во взаимоотношениях со странами Центральной Азии и позволяет оставаться достаточно влиятельной силой в регионе, от чего Москва вряд ли откажется.
Другим фактором, ставящим под сомнение доводы о необходимости создания военно-политического блока на пространстве ШОС, направленного против других стран и организаций, является маловероятность прямого военного вторжения внешних сил в регион, где расположены две крупные ядерные державы – члены организации.
Резюмируя, можно сказать, что усиление и повышение роли ШОС на международной арене, являющейся фактором стабильности и безопасности в регионе, противоречат интересам США и ряда западных стран, стремящихся дестабилизировать обстановку в этом пространстве, и тем самым обеспечить здесь свое военное и экономическое присутствие, осуществить широкомасштабные геополитические цели. Этим и объясняется такое внимание, уделяемое ими организации. Общеизвестно, что где бы они ни присутствовали, там возникают конфликты, вспыхивают войны. В качестве примера  можно привести Ирак, Ливан, Палестину, Персидский залив, Сомали, Судан, Афганистан, ставшие объектами их сговора, где при их прямом военном вмешательстве и «содействии» каждый день гибнут сотни мирных жителей. А гибель одного жителя - факт применения оружия. От широкомасштабной реализации этого оружия, произведенного военно-промышленным комплексом (ВПК), заинтересованным в увеличении объёмов продаж своей продукции, зависит судьба главы государства, выдвинутого и профинансированного им на руководящий пост.
Поэтому и тужатся такие, как Буш, Блэр и им подобные дестабилизировать обстановку в мире, оправдывая тем самым доверие своих спонсоров, ведь за все уже заплачено, остается только отрабатывать. Вот и старается категория вышеупомянутых лиц подкидывать время от времени ложные и провокационные «информматериалы», направленные на формирование негативного образа Шанхайской организации сотрудничества, т.е. ее дискредитацию и создание нового очага напряженности на азиатском континенте.

Андрей Филиппов

Оценить статью
(0)