ШОС и НАТО в системе региональной безопасности Центральной Азии

ШОС и НАТО в системе региональной безопасности Центральной Азии

ШОС и НАТО в системе региональной безопасности Центральной Азии

Сложившийся в XXI-м веке миропорядок, изменение геополитической ситуации в мире, а также появление новых угроз и вызовов мировой, региональной и национальной безопасности свидетельствуют о том, что сегодняшний мир не стал более стабильным, а проблема обеспечения безопасного существования людей становится все более животрепещущей. Это привело к осознанию государствами нашей планеты необходимости выработки и принятия коллективных мер для преодоления данной проблемы, создания надежной системы коллективной безопасности, которая способствовала бы нейтрализации негативных последствий указанных явлений современности.
В контексте этого, сегодня мы наблюдаем процесс формирования новой архитектуры международной безопасности, одним из элементов которой является система региональной безопасности в Центральной Азии, где в условиях глобализации и роста взаимозависимости государств сформировался новый геополитический ландшафт.
Перед странами региона на повестке дня сохраняются такие общие источники напряженности как международный терроризм, экстремизм во всех его формах, незаконный оборот наркотиков и контрабанда оружия, транснациональная организованная преступность, нелегальная миграция и сепаратизм. Под воздействием внешних факторов по-прежнему сохраняют свою реальность угрозы возникновения и разрастания конфликтных ситуаций в регионе. Определенным образом на устойчивость ситуации в регионе оказывают влияние и внутренние факторы, к числу которых можно отнести социально — экономическое отставание входящих в него стран, сохранение кризисных тенденций в экономическом развитии государств, межэтнические противоречия, существующие в регионе экологические и ряд других проблем социального и межгосударственного характера.
Более того, реанимация в Центральной Азии «Большой игры», основополагающей в которой является борьба за доступ к ресурсному потенциалу, имеющемуся в значительных объемах в странах региона, попадание последних на передовую линию объявленной мировым сообществом войны против международного терроризма привело к тому, что Центральная Азия приобретает все большее значение в формирующейся структуре международных отношений. Стратегическая важность Центральной Азии обусловливает заинтересованность всех геополитических игроков и мирового сообщества в долгосрочной мирной и стабильной обстановке на ее территории.
Очевидно, что в этих условиях страны Центральной Азии осознают, что проблемы обеспечения государственной, и тем более, региональной безопасности, оказывающие существенное влияние на устойчивое развитие государств и жизненный уровень населения, нельзя решить эпизодическими, одиночными усилиями отдельных стран, или даже группы стран. В этой связи они стремились и стремятся к формированию в регионе коллективных институтов в сфере безопасности, к обозначению своего участия в уже существующих структурах.
Сегодня в регионе наряду с такими авторитетными организациями, как ООН и ОБСЕ с разной степенью активности действуют и другие институты многостороннего взаимодействия, а именно ОДКБ, ШОС, НАТО. Как диалоговый форум все более осязаемым фактором международной жизни становится Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
В этом контексте возникает вопрос корреляции миссии и интересов вышеназванных структур. Ответить на него довольно сложно, поскольку представления, цели и средства действующих в регионе акторов переплетаются. При этом проблему региональной безопасности каждый игрок рассматривает сквозь призму собственных национальных интересов. Поэтому для решения указанного вопроса необходим согласованный подход всех акторов относительно интересов и способов их защиты.
В разрезе этого наиболее актуальным, на наш взгляд, является изучение некоторых аспектов взаимоотношений ШОС и НАТО, которые по сравнению с остальными отличает более активное участие в центрально-азиатской подсистеме международных отношений в сфере безопасности.
Как известно, именно понимание первостепенности задач по укреплению региональной стабильности и мер доверия привело к формированию Россией, Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном в апреле 1996 года «Шанхайской пятерки», на смену которой, спустя пять лет, пришла в обновленном составе после вхождения в нее Республики Узбекистан Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Сегодня мы говорим о том, что процесс организационного становления данной региональной структуры является завершенным, более того, пройдя «проверку на прочность», она зарекомендовала себя на мировой арене как авторитетная и влиятельная организация. Международный вес этого интеграционного института определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и тем, что Россия и Китая являются ядерными державами и постоянными членами Совета Безопасности ООН. Конструктивность и эффективность деятельности ШОС привели к тому, что и другие страны изъявили желание присоединиться к ней как в ранге полноправных членов, так и в качестве наблюдателей, среди которых Монголия, Индия, Пакистан, Иран и Беларусь.
Первоначальное отношение НАТО к ШОС характеризовалось пассивностью, практически минимальным реагированием на ее развитие. Североатлантический военный блок рассматривал тогда еще Шанхайскую пятерку как структуру, деятельность которой не несет никакой угрозы интересам Запада, а, напротив, свидетельствует о снижении доминировавшей ранее роли Москвы в Центральной Азии в связи с появлением нового игрока — Китая. Однако впоследствии с постепенным расширением параметров сотрудничества Китая со странами региона, и, в первую очередь, с Республикой Казахстан в нефтяном секторе, Вашингтон изменил свое мнение на противоположное.
Преобразование Шанхайской пятерки в Шанхайскую организацию сотрудничества получило негативную оценку Альянса, что объяснялось следующими факторами. Во-первых, в ШОС ведущее положение заняли Россия, желающая развивать и укреплять многополюсный мир, и Китай, настроенный на противодействие гегемонии США в мире. Во-вторых, со временем деятельность организации сконцентрировалась на военно-политической компоненте.
Более того, принятая пятого июля прошлого года Астанинская декларация ШОС, в которой лидеры стран организации единодушно рекомендовали США определиться со сроком пребывания контингента НАТО на территории стран-членов ШОС, убедил многих в том, что молодая структура задалась целью превращения в некий военно-политический альянс, альтернативный западному.
Многие политики отмечают, что сегодня Россия и Китай серьезно укрепили свои позиции в регионе. Оба эти государства вывели центральноазиатское направление в число своих приоритетных геополитических и геоэкономических задач, не скрывая при этом существующего между ними стратегического взаимопонимания в отношении присутствия США на территории региона. Исходя из этого, многие предполагают возрождение философии «холодной войны» и отжившего биполярного мира.
Однако, на наш взгляд, такой сценарий не несет в себе никакой привлекательности для стран-участниц ШОС, прежде всего, с точки зрения долгосрочной перспективы. Очевидно, что усиление политики противостояния может привести к снижению уровня мер безопасности и позднее к открытой конкуренции в рамках региона, а также к обвинению и России, и Китая в антизападности. Данное утверждение не отвечает стратегическим интересам ни заинтересованных внешних игроков, ни самих центральноазиатских государств, которые, как отмечалось выше, не в силах обеспечить свою безопасность в одиночку, без контактов с главными игроками международной жизни.
Далее. Обе структуры — и НАТО, и ШОС — объявили о решении в регионе одной задачи — обеспечение безопасности. На самом же деле, они преследуют совершенно противоположные цели. Закономерно возникает вопрос, ради решения какой фактической задачи сохраняется американское присутствие в регионе. Мы можем давать различную оценку сути военного нахождения США в Центральной Азии, но ясно то, что за этим стоит далеко идущая стратегия и более сложные планы.
Об этом однозначно говорит проект «Большой Центральной Азии», представленный в прошлом году Институтом по изучению Центральной Азии и Кавказа Университета им Дж. Гопкинса в Вашингтоне. Суть данного плана состоит в том, чтобы связать в единое военно-стратегическое и геополитическое целое Центральную Азию и Афганистан, а затем объединить Большую Центральную Азию с так называемым «Большим Ближним Востоком», с передачей в будущем Западу функции контроля. Другой целью проекта является обособление этого расширенного региона и его вывод из-под влияния других великих держав — России и Китая. В этой связи особого внимания заслуживает то, что, по замыслу авторов проекта, в качестве одного из основных инструментов осуществления указанной американской стратегии должно выступить НАТО.
Упомянутый выше Афганистан стоит в одном ряду среди многочисленных факторов, угрожающих устойчивому развитию стран центральноазиатского региона. Существующая военно-политическая обстановка в государстве красноречивее всего говорит о том, что конфликт все еще далек от своего окончательного разрешения и, по-прежнему, продолжает вызывать напряженность в регионе, представляя реальную угрозу стабильности и безопасности для Центральной Азии и всего мирового сообщества.
Время показало, что силы антитеррористической коалиции не справляются с источниками терроризма, экстремизма и наркотрафика, сосредоточенными на афганской территории. Более того, перманентная угроза распространения этих вызовов на соседние с Афганистаном государства не только не уменьшилась, но и существенно возросла. В этой ситуации объективным решением проблемы видится объединение усилий государств, что предполагает масштабное военно-политическое взаимодействие, которое может активизироваться в рамках сотрудничества ШОС и НАТО.
Кроме того, следует отметить, что почти все центральноазиатские государства имеют общие границы с Афганистаном, и потому они более информированы о ситуации у своего соседа. Анализ происходящих событий показывает, что коалиционные силы НАТО не торопятся завершить борьбу с терроризмом. Достаточно сказать, что главой бандформирований в Афганистане является лидер Исламской партии Афганистана (ИПА) Г.Хекматиар, который фактически возглавляет силы, противостоящие коалиционным войскам. За последнее время все большее число однопартийцев Хекматияра занимают ключевые посты в правительстве Карзая. Создается впечатление, что коалиционные силы НАТО находятся в ожидании чего-то. Нам представляется, что в этой стране практически невозможно обеспечить стабильность посредством военных действий, о чем свидетельствует многолетняя война в Афганистане. На наш взгляд, для решения этого вопроса через выработку взаимоприемлемых вариантов политическими методами, то есть путем переговоров, необходимы совместные усилия стран ШОС и НАТО.
Вполне возможно, что этот вариант подразумевает начало формирования новой модели межгосударственного сотрудничества в регионе, которая предполагает схожесть или совпадение стратегических интересов как самих центральноазиатских стран, так и ряда других государств, в том числе России, США, Китая. Вполне возможно, настало время перехода к более высшим формам коллективной безопасности и военных взаимоотношений всех заинтересованных государств.
Как видно, вопрос обеспечения безопасности в регионе носит актуальный и злободневный характер. Однако, эффективность его решения зависит от ряда факторов, одним из которых является способность стран Центральной Азии сделать верный выбор и занять непреклонную позицию в отношении внешних партнеров в сфере безопасности. Причем данный выбор должен исходить не только с точки зрения защиты сугубо национальных интересов, но также с учетом общерегиональных интересов. Такой подход видится как еще одно проявление стремления стран региона к процессу интеграции.

Акбаршо Искандаров — чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Казахстан

Оценить статью
(0)