Участившиеся визиты высоких представителей США и ответная заинтересованность узбекских чиновников не означают, что существует возможность потепления отношений между странами, пока на то не будет личного одобрения президента Ислама Каримова, считают обозреватели.
На позапрошлой неделе Ташкент посетил заместитель помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эван Файгенбаум и встретился с председателем Совбеза, министрами обороны, образования и иностранных дел, а также с омбудсменом.
Файгенбаум отметил, что узбекская сторона проявила готовность возобновить двусторонние отношения, но признал, что есть сложности в преобразовании «декларативных высказываний в конкретные дела».
После андижанских событий мая 2005 года, когда правительственные войска расстреляли демонстрацию местных жителей, Узбекистан отреагировал на критику США просьбой вывести американскую военную базу в Ханабаде и заморозил двухсторонние отношения.
Это уже третий визит представителя Госдепа США после момента охлаждения отношений. Первым был помощник Госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Даниэль Фрид, а шесть месяцев назад Ташкент посетил помощник Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер.
Один из ташкентских политических аналитиков NBCA считает, что Узбекистан хотел бы преодолеть постандижанскую политическую изоляцию страны, и, скорее всего, посредством взаимных уступок стороны возродят военное и экономическое сотрудничество, партнерство в борьбе с наркотрафиком.
Одной из таких уступок может стать изменение отношения сторон к андижанским событиям.
«Эта тема будет отдана на откуп правозащитникам. Политики постепенно перестанут вспоминать об Андижане. Практически уже не вспоминают», — сказал аналитик.
Тем не менее, другие обозреватели в Узбекистане довольно скептично отзываются о возможности скорого потепления
"Очевидно одно, что очередной чиновник США пытался пробить «Берлинскую стену», появившуюся между Узбекистаном и Америкой. Но, судя по всему, это ему не удалось", — сказал независимый журналист Сайид Азиз.
По мнению же политолога Рахима Икрамова, чтобы убедительно говорить о скором улучшении отношений, нужны не только вежливые высказывания ключевых чиновников о заинтересованности в этом, но и согласие президента Ислама Каримова.
«Решение о возобновлении теплых двусторонних отношений принимает в стране только один человек, и, судя по всему, заинтересованность не была проявлена этим человеком», — сказал Икрамов.
Такую позицию разделяет и политолог Ташпулат Юлдашев. На его взгляд, вполне возможно, что некоторые министры желают возобновления отношений с США, но это не отражает всю палитру мнений узбекистанских властей.
«Они всегда, когда говорят на своем уровне, высказывают свои желания, но их желания не всегда совпадают с решением, принимаемым на самом верху. Здесь всё решает желание верха, а не низа», — сказал он.
NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга политических обозревателей со всего региона