Российско-американские
Развертывание системы ПРО из десяти противоракетных комплексов в Польше и радарной установке в Чехии должно начаться в будущем году и завершиться спустя четыре года. Президент Чехии Мирек Тополанек и его польский коллега Ярослав Качиньский готовы начать с США переговоры о деталях.
Сотрудник общественного радио Чехии Алекс Пиха следующим образом объясняет, почему Польша и Чехия были избраны для размещения системы ПРО: «Чехия находится в центре Европы на наиболее вероятной траектории ракет, выпущенных Ираном по Европе или Америке». Корреспондент польского радио Марцин Вагнер к этому добавляет: «Наша страна входит в НАТО и является союзником США».
Иную трактовку изложил на мюнхенской международной конференции по безопасности президент Владимир Путин. По его словам, размещение подобной системы в непосредственной близости от России представляет угрозу для его страны.
Маттиас Реуб, шеф вашингтонского бюро германской газеты «Франкфуртер альгемайне», считает, что речь Путина в Мюнхене адресовалась не внешней аудитории, а российской и, прежде всего, — участникам предстоящей президентской гонки: «В Германии и других европейских странах выступление Путина было воспринято, как попытка убедить россиян в том, что их страна во главе с сильным президентом стоит на правильном пути. Кроме того Путин хотел напомнить бывшим противникам в холодной войне, что Россия остается мощной державой и ключевым игроком на мировой арене».
А вот что говорит по этому поводу немецкий политолог и комментатор газеты «Вельт» Александр Рар: «Не надо провоцировать и унижать Россию. Москва хочет, чтобы ее воспринимали всерьез. Вашингтону следовало проконсультироваться с Москвой прежде, чем объявлять о размещении ПРО в Восточной Европе, до недавнего времени считавшейся сферой влияния России. Многие в Германии и в Европе считают, что было ошибкой не уведомить Россию о планах размещения ПРО».
Как отмечает Маттиас Реуб, Польша и Чехия довольны, что Америка воспринимают их как полноправных партнеров: «Долгосрочная стратегия США направлена на поддержание дружественных отношений с Россией. Россия нужна Вашингтону в качестве партнера в переговорных процессах, касающихся Северной Кореи, Афганистана и Ирана. Вместе с тем Америка дает российским лидерам понять, что ее новые партнеры в Центральной и Восточной Европе могут сами принимать решения».
Александр Рар полагает, что новая глобальная стратегия США после 11 сентября требует более тесного взаимодействия между Вашингтоном и Москвой: «Россия и Америка не могут позволить себе быть врагами. Холодная война окончена, и нельзя повторять историю. Я думаю, очень скоро, быть может, через год или того меньше отношения выправятся. Супердержавам представилась возможность работать сообща над мирным решением ситуации на Ближнем Востоке, а это потребует большего взаимного доверия».
Все журналисты, с которыми беседовала редакция «Голоса Америки», согласны с тем, что США и Россия несут ответственность за судьбы мира и должны стремиться к сотрудничеству, а не к конфронтации.
Примечательно, что вопрос о размещении ПРО в Европе не находит единства даже в НАТО. В понедельник генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Шеффер в интервью британской газете Financial Times выразил опасение, что предлагаемая система ПРО расколет НАТО на тех, кто будет прикрыт противоракетным щитом, и тех, кто останется без защиты. Система в ее нынешней конфигурации охватывает большинство членов НАТО за исключением стран, находящихся на его
Анна Залевска