Оценки положения в стране за последние два месяца несколько улучшились. Доля опрошенных, считающих, что дела в стране идут в правильном направлении, выросла с 44% в декабре (46% в январе) до 48% в феврале. Недовольных характером развития страны осталось практически столько же: в декабре прошлого года — 37%, в январе — 35%, в феврале – 36%. Более одобрительный тон высказываний фиксируется у молодых (в группах от 18 до 40 лет – превышение удовлетворительных оценок происходящего над пессимистическими и негативными оценками составляет 2.1-2.3; у сорока-пятидесятилетних они почти уравниваются – 1.1, у пожилых, в группах 55 лет и старше, – преобладают негативные суждения).
Относительно благоприятное экономическое положение в стране связано, по мнению самой большой группы опрошенных, с нынешними высокими ценами на нефть и газ (так считали в январе 37% опрошенных), хотя 23% россиян видят в этом результат разумной экономической и финансовой политики правительства. 10% полагают, что это улучшение обусловлено тем, что люди стали лучше работать. Но 20% не считают, что в России наступило какое-то экономическое улучшение. Среди тех, кто считает, что нынешней благоприятной конъюнктуре в экономике мы обязаны политике правительства или тому, что люди стали лучше работать, несколько больше молодых и малообразованных людей; среди придерживающихся мнения о влиянии высоких цен на нефть и газ на экономическое положение в стране заметно больше высокообразованных респондентов и людей старших возрастов.
Будет ли в ближайшее время сохраняться экономически благоприятная ситуация в стране или нет, большая часть опрошенных не уверена. Абсолютное большинство опрошенных, отталкиваясь от представлений о собственной жизни и собственных ресурсах изменений, полагает, что значительных изменений не будет.
Таблица 1
Как вы считаете, в течение следующих шести месяцев по сравнению с нынешним изменится положение дел ...?
Сфера оценки |
Будет лучше |
Останется примерно таким же |
Будет хуже |
Затруднились ответить |
Позиция России на мировой арене |
18 |
64 |
6 |
12 |
Экономическая ситуация в стране |
13 |
66 |
14 |
7 |
Собственное финансовое положение респондента |
12 |
64 |
16 |
8 |
Качество жизни самого респондента |
12 |
68 |
12 |
8 |
Январь 2007, N=1600
Основные перспективы развития России связаны с надеждами на возможность подъема в промышленности и сельском хозяйстве (так считают 44% опрошенных), но 28% рассчитывают на золотой дождь от высоких цен на нефть и газ на мировом рынке. 11% верят в перспективы новых научно-технических открытий, разработки в России новых технологий, 2% — в доходы от торговли оружием, о которых говорил недавно президент. 4% не верят в светлое будущее России, полагая, что у России нет в этом смысле никаких перспектив.
Поэтому удовлетворенность тем, что происходит сейчас в стране, по-прежнему остается довольно низкой: соотношение довольных и недовольных составляло в январе 35: 63 (вполне удовлетворены – 6%, в основном удовлетворены — 29%; не вполне удовлетворены – 47% и совершенно неудовлетворенны – 16%). Аналогичные оценки даются и экономическому курсу руководства страны (33:61). Лишь у 9% нет каких-либо причин быть недовольными работой правительства страны.
Решающим фактором дифференциации оценок является возраст (не образование!) и место жительства.
В январе 2007 года соотношение позитивных и негативных оценок экономического курса правительства в разных возрастных группах выглядит следующим образом:
18-24 года |
1.1; |
25-39 лет |
0.8; |
40-54 года |
0.4 |
55 лет и старше |
0.3. |
Москва |
1.1 |
Большие города |
0.4 |
Средние города |
0.5 |
Малые города |
0.5 |
Село |
0.6 |
В феврале соотношение надеющихся, что правительству удастся изменить положение к лучшему, и не верящих в это, составляло 25:45 (0.55), хотя «твердо уверенных» в этом улучшении было всего 5%. Единственной социальной группой, где оптимистические представления если и не преобладают, то характерны для значительной части (от 40 до 46%) опрошенных, является молодежь (соотношение 39:25=1.6). Ни образование, ни занятость или профессиональное положение не играет в данном случае решающей роли (исключением является подгруппа независимых предпринимателей, настроенных очень скептически и настороженно в отношении ближайшего будущего: здесь наименьший показатель «надеющихся» — всего 7%).
Таблица 2
Сможет ли правительство добиться в ближайшее время изменений к лучшему?
|
Определенно да + скорее да |
Определенно нет + скорее нет |
В среднем |
25 |
45 |
Возраст | ||
18-24 года |
39 |
25 |
25-39 лет |
26 |
39 |
40-54 года |
18 |
42 |
55 лет и старше |
22 |
46 |
Образование | ||
Высшее |
21 |
44 |
Среднее + средне-специальное |
27 |
39 |
Ниже среднего |
22 |
38 |
Социально-профессиональный статус | ||
Предприниматель |
7 |
45 |
Руководитель |
19 |
47 |
Специалист с высшим образованием |
23 |
39 |
«Силовик» |
23 |
56 |
Служащий |
21 |
34 |
Рабочий |
26 |
39 |
Учащийся, студент |
46 |
21 |
Пенсионер по возрасту |
21 |
48 |
Домохозяйка |
29 |
21 |
Безработный |
32 |
35 |
Январь 2007, N=1600 (данные о затруднившихся с ответом и колеблющихся — “может да, а может быть и нет” — не приводятся).
Больше трети опрошенных (36%) не в состоянии дать какой-то определенный и однозначный ответ на этот вопрос.
Основные претензии к деятельности нынешнего правительства заключаются в двух проблемах: «правительство не в состоянии справиться с ростом цен, падением доходов населения» (49%) и оно «не заботится о социальной защите населения» (47%). Другие причины для недовольства сводятся к следующим: власти не могут обеспечить людей работой (34%), правительство коррумпировано (22%), не в состоянии справиться с кризисом в экономике, падением производства (21%), более того – у него нет продуманной программы выхода из кризиса (16%), оно неэффективно в борьбе с преступностью (20%), не может обеспечить безопасность граждан, не способно справиться с терроризмом (15%).
Таблица 3
Общие оценки относительно деятельности высших чиновников и представителей власти в РФ распределились следующим образом:
Деятельность |
В целом одобряют |
В целом не одобряют | ||
|
январь |
февраль |
январь |
февраль |
В.Путина на посту президента |
86 |
81 |
18 |
13 |
М.Фрадкова в качестве председателя правительства |
50 |
44 |
43 |
46 |
С.Иванова на посту министра обороны |
- |
58 |
- |
34 |
Д.Медведева в качестве первого вице-премьера |
- |
54 |
- |
34 |
Правительства в целом |
44 |
40 |
51 |
55 |
Представителя президента в том федеральном округе, где живет опрошенный |
35 |
49 |
34 |
47 |
Губернатора, в Москве – мэра |
62 |
59 |
36 |
37 |
«-« в таком виде в январе вопрос не задавался.
Таблица 4
Какую роль играют сейчас в жизни России...(приводятся средние значения по шкале от «1 = практически никакой» до «5 = очень большую»)
|
январь 2005 |
февраль 2006 |
январь 2007 |
Президент |
3.92 |
3.99 |
4.09 |
Олигархи, банкиры, финансисты |
3.64 |
3.71 |
3.73 |
ФСБ и другие спецслужбы |
3.41 |
3.50 |
3.70 |
СМИ |
3.39 |
3.49 |
3.52 |
Президентская администрация |
3.28 |
3.42 |
3.51 |
Правительство |
3.22 |
3.41 |
3.44 |
Вооруженные силы |
3.21 |
3.21 |
3.43 |
Прокуратура |
3.13 |
3.14 |
3.34 |
Губернаторы |
3.14 |
3.23 |
3.29 |
Церковь |
3.06 |
2.89 |
3.25 |
Судебные органы |
3.01 |
3.06 |
3.20 |
СФ |
2.93 |
3.11 |
3.14 |
Директора крупных промышленных объединений |
3.12 |
3.11 |
3.13 |
ГД РФ |
2.85 |
2.95 |
2.99 |
Политические партии |
2.61 |
2.75 |
2.67 |
Интеллигенция |
2.42 |
2.47 |
2.55 |
Профсоюзы |
1.91 |
1.91 |
1.88 |
За три года россияне стали выше оценивать роль ведущих группировок и общественно-политических институций, кроме директорского корпуса, ГД, политических партий и профсоюзов. Индексы влиятельности особенно выросли у политической полиции (ФСБ – на 29 пунктов), президентской администрации, правительства, армии и прокуратуры (23-21 п.).