Юрий Григорович:

Юрий Григорович:

Идея поставить на казахской сцене большой спектакль витала в воздухе давно, но вот воплотить эту затею в жизнь оказалось не так-то просто. Юрий Григорович согласился почти сразу, однако моментально приступить к работе не удалось – его рабочий график расписан по минутам. Только спустя год мэтр смог уделить казахским артистам достойное внимание. Так, на протяжении двух месяцев он работал с труппой ГАТОБа имени Абая, и 15 марта уже состоялась долгожданная премьера спектакля «Легенда о любви». Почему Юрий Григорович решил поставить в Алматы именно этот спектакль, он рассказал в интервью газете «ЛИТЕР-Неделя».

Досье
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, выпускник Ленинградского хореографического училища, Юрий Николаевич Григорович с 1946-го по 1961 год работал в Кировском театре, в 1964 году стал главным балетмейстером Большого театра, а с 1988-го по 1995 год возглавлял балетную труппу ГАБТ в качестве художественного руководителя. В 1996 году создал свой театр в Краснодаре. Он поставил балеты «Каменный цветок» и «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева и «Легенду о любви» Арифа Меликова. В числе оригинальных постановок, осуществленных Григоровичем в ГАБТ, были «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева и «Золотой век» Дмитрия Шостаковича. Также Юрий Григорович поставил в своих редакциях балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Жизель», «Баядерка» Л. Минкуса, «Корсар», «Дон Кихот».

Ю.Г.: Разговор о постановке какого-нибудь моего спектакля в вашем театре состоялся еще в позапрошлом году, когда мы были у вас на фестивальном празднике. Тогда я приезжал сюда со своей труппой из Краснодара и мы показывали отрывки из наших спектаклей. Тогда же, сразу после одного спектакля, у меня состоялся разговор с министром культуры и директором театра. Они предложили мне поставить любой мой спектакль на вашей сцене, с вашими артистами. И как-то совершенно неожиданно речь зашла о спектакле «Легенда о любви». Это замечательная пьеса Назыма Хакмета на музыку Арифа Меликова. В основу сюжета легла восточная история, близкая вам по духу. Сегодня этот спектакль идет во многих странах мира, и я рад, что он появился и в репертуаре вашего театра.

ЛИТЕР-Неделя: Вы не сразу согласились принять это предложение. Что заставило вас передумать?

Ю.Г.: На тот момент у меня были контракты, а сегодня такое время – если ты по каким-то причинам не можешь выполнить контракт, ты обязан платить неустойку. У меня было много заграничных контрактов, не выполнить которые я не мог, поэтому я сказал, что сейчас я не могу, давайте подумаем, как это можно сделать. И вот сейчас я здесь.

ЛИТЕР-Неделя: С какими проблемами вам пришлось столкнуться, работая над этим спектаклем у нас?

Ю.Г.: Проблемы возникли только с составом. Традиционно было сделано два состава исполнителей. И наши репетиторы параллельно работали сразу с двумя коллективами. Но исполнитель, который планировался на роль Ферхада (главная роль в спектакле. – авт.) в первом составе, заболел. У него, правда, уже к моменту репетиций болела нога, но планировалось, что он выздоровеет, но, к сожалению, не получилось. Я остался только с одним исполнителем в двух составах. Стали подключать еще актеров, но для страховки этого спектакля я решил вызвать из Москвы своего Ферхада – Александра Волчкова, который танцует этот спектакль в Большом театре. Так что у нас получилось уже три состава. Сегодняшнюю премьеру будут танцевать ваши артисты во главе с Волчковым, а вот уже завтра будет полностью ваш состав.

ЛИТЕР-Неделя: Как вы оцениваете профессиональный уровень нашей балетной труппы?

Ю.Г.: Я первый раз работаю с этим коллективом и, должен сказать, очень доволен. К тому же о труппе у меня было хорошее впечатление, судя по тем казахстанским артистам, которые появляются на разных балетных конкурсах. Я всегда отмечал профессионализм и хорошую подготовку. И вот сейчас в очередной раз смог в этом убедиться. У вас замечательная труппа, причем не только женская часть, как это часто бывает, но и мужская. Я много ездил по миру и поэтому могу с уверенностью сказать: у вас очень хорошая труппа и надо к ней внимательно относиться. Нельзя ее терять, тут есть основа балетного театра.

ЛИТЕР-Неделя: А что-то изменить в спектакле пришлось?

Ю.Г.: Дело в том, что я, когда ставлю свой балет, обязательно что-то в нем меняю. Так что сегодня в спектакле будут такие сцены, которых в нем никогда до этого не было. Запомнить 18 своих балетов за всех исполнителей мне самому очень трудно, поэтому порой легче придумать что-то новое, чем восстановить старое. И это касается не только сюжетных сцен, но и структуры. Например, я впервые сделал «Лебединое озеро» в двух актах, тогда как Чайковский написал его в четырех. Почему? Да потому что там замечательно все сделано, и я легко переделал это под романтическую повесть. Первый акт: мир реальный и мир фантастический – антракт – второй акт: мир реальный и мир фантастический. И таких примеров у меня много.

ЛИТЕР-Неделя: Балет – это прекрасное искусство, но всему свое время. Как вы думаете, до какого возраста можно танцевать в классическом балете?

Ю.Г.: Это больной вопрос. В России, например, в 20 лет артисты балета уже имеют право уйти на творческую пенсию. И, на мой взгляд, это очень правильное решение, потому что балет – это искусство молодости. Дальше они могут преподавать или же идти на другую специальность. Таким образом в балет будет постоянно вливаться молодая кровь, а иначе это искусство очень трудно будет смотреть. Кто-то однажды спросил: «А долго ли можно танцевать в классическом балете?» На что ему ответили так: «Танцевать можно долго, смотреть на это нельзя». Так вот, когда 60-летняя женщина исполняет Джульетту, которой 14 лет, в это трудно поверить.

ЛИТЕР-Неделя: В чем, по-вашему, секрет подготовки хорошего артиста?

Ю.Г.: Как и во всем, здесь важно терпение и, конечно, желание самого артиста. Как правило, во всех хореографических училищах есть производственные практики, и, на мой взгляд, это самое важное. Очень важно смолоду выходить на сцену, вдыхать запах кулис. А если его просто пихнуть на сцену неподготовленным, не привыкшим ко всему этому, может получиться не тот эффект…

ЛИТЕР-Неделя: Есть какие-то предложения о дальнейшей работе?

Ю.Г.: Только недавно приехал из Парижа, где делал «Ивана Грозного», в Варшаве – «Спящую красавицу», в Праге – «Раймонду». У меня на два года расписано все не только в Краснодаре. Поэтому планов и предложений достаточно. По сути, я работаю только в двух театрах. И в Краснодаре по-прежнему есть мой театр, в котором идут только мои спектакли. Да, сейчас я приезжаю туда не так часто, но только потому, что неплохо справляются мои помощники.

Марго Эрванд, фото Ярослава Радловского, Алматы

Оценить статью
(0)