Соседи снизу

Соседи снизу
Евразийский экономический союз представляет собой интеграционное объединение, в котором должны будут уживаться поставщики углеводородного сырья, страны-транзитеры и государства-потребители нефти и газа в одном лице. А потому успех мероприятия во многом зависит от умения Киева и Москвы находить не только общий язык между собой, но и точки соприкосновения интересов.
Ожидается, что в двадцатых числах марта в Москву приедут сразу два президента СНГ — Нурсултан Назарбаев и Виктор Ющенко. Украинский лидер, визит которого планировался и готовился не один месяц, летит в российскую столицу, чтобы подписать со своим российским коллегой Владимиром Путиным план действий Украина — Россия на 2007–2008 годы, касающийся главным образом вопросов пребывания в Крыму российского Черноморского флота. Президенту Казахстана в Кремле всегда рады. Хотя бы потому, что у сторон, связанных не одним десятком как двусторонних, так и более широкомасштабных интеграционных проектов, всегда найдутся темы для обсуждения.
Вместе с тем визит Нурсултана Назарбаева в Москву заставил аналитиков задуматься о цели приезда казахстанского президента. В этой связи россияне не преминули отметить, что в конце февраля в ходе своего ежегодного послания народу Назарбаев предложил создать новую интеграционную структуру — Евразийский экономический союз. Эксперт московского центра Карнеги Алексей Малашенко не понимает, для чего нужен Евразийский экономический союз, «поскольку в рамках СНГ существует большое количество неполноценных организаций — ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ и т.д». Поэтому возникновение еще одной организации, тем более под такой «яркой вывеской», заявил он, свидетельствует о том, что все ранние интеграционные инициативы на постсоветском пространстве себя не оправдали. "Возможно, это еще одна попытка создать более-менее эффективную структуру. Но на сегодняшний день существует такое мнение, что с помощью этой организации можно решить все проблемы постсоветской интеграции, которые до сих пор крайне далеки от того, чтобы быть решенными, — отметил Малашенко.
Речь здесь в первую очередь идет об экономической интеграции, поставленной на постсоветском пространстве во главу угла. Опыт существования СНГ и других организаций, в которых участвуют республики Содружества, показал, что успех сотрудничества определяется главным образом экономической составляющей взаимодействия. Однако проекты Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) реализуются не так активно, как того хотели бы многие их участники. Как считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, в ЕврАзЭС, уже в определенной степени действующей интеграционной структуре, есть устав и механизм принятия решений. «Кстати, в рамках этой структуры у Казахстана вполне выгодные условия — Астана действует на равных условиях с Москвой, хотя экономики двух стран не равны», — уточнил он. Гораздо запущенным выглядит проект ЕЭП. Не секрет, что главным его тормозом остается Украина, под которую, собственно говоря, это объединение и создавалось. Очевидно, что ЕЭП без Киева не интересует ключевых игроков этой организации — Москву и Астану.
Минск тоже нельзя назвать надежным союзником. В последнее время Александр Лукашенко начал активно заигрывать с Западом. Кроме того, чего стоит его предложение Виктору Ющенко вместе выступить против «российского диктата». Во время визита белорусского лидера в украинскую столицу, который планировался на 13 марта, но был отложен, должен был быть подписан двусторонний договор, который уже согласован и парафирован. Этот документ предусматривает строительство новой линии электропередач, которая позволит не только увеличить поставки украинской электроэнергии в Белоруссию, но и обеспечит ее транзит в Польшу, Литву и Латвию в обход России. Впрочем, аналитики не воспринимают эту идею всерьез. «Союз Белоруссии, Литвы и Украины — это примерно то же самое, как если бы три бомжа объединились в союз автомобилистов. У них все есть, только автомобиля нет. Энергетический союз создают те, у кого есть энергоресурсы, — заявил Владимир Жарихин. — Но Россия никогда не ограничивала ни одну из этих стран в объеме поставок энергоносителей. Речь шла о переходе на другие цены. Значит, чтобы избавиться от „диктата Москвы“, нужно найти того, кто будет продавать энергоресурсы по ценам ниже рыночных. А где они их найдут, когда весь мир живет по законам рынка?» Словом, узел противоречий затягивается.
В этой связи эксперты не исключают, что Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин решили избавиться от балласта, препятствующего полноценной экономической интеграции. В частности, Казахстан заинтересован в гармонизации отношений между Украиной и Россией, поскольку один из вариантов прокладки экспортного трубопровода в Европу пролегает через эти страны. В такой ипостаси Евразийский экономический союз представляет собой интеграционное объединение, в котором должны будут уживаться поставщики углеводородного сырья, страны-транзитеры и государства-потребители нефти и газа в одном лице. А потому успех мероприятия во многом зависит от умения Киева и Москвы находить не только общий язык между собой, но и точки соприкосновения интересов. Нельзя не отметить, что Нурсултан Назарбаев до того, как встретиться с Владимиром Путиным, имел возможность открыть Год Казахстана в Украине, и, как водится в таких случаях, пообщаться с Виктором Ющенко. Не исключено, что темой приватного разговора двух президентов могла стать будущая интеграционная ось на постсоветском пространстве. Ведь в отличие от ЕЭП-1 (Единого экономического пространства), ЕЭП-2 (Евразийский экономический союз) не политизирован и не преследует цель остановить Киев на подступах в Евросоюз, а только стремится использовать географическое положение стран для взаимовыгодного сотрудничества.
Однако реализация поставленной задачи может столкнуться с сугубо российской проблемой. После ряда энергетических кризисов Москва начинает разочаровываться в «братских» отношениях со своими партнерами по постсоветскому пространству. Так, по словам замдиректора Института стран СНГ, «сейчас российской власти это не нужно. Наоборот, все опросы показывают, что все интеграционные усилия будут российским обществом не восприняты. Поэтому затевать под выборы какой-то интеграционный проект, причем явно сырого свойства, не в интересах российской власти». Однако тут же эксперты отмечают, что выборы — явление преходящее, а соседи — постоянное.

Оценить статью
(0)