Российский ответ нефтепроводу <nobr>

Российский ответ нефтепроводу <nobr>

Российский ответ нефтепроводу <nobr>

Нефтяным компаниям, занятым добычей нефти на Каспии, все сложнее приходилось решать задачи по доставке «черного золота» на мировые рынки. В последние годы спрос на нефть в мире растет быстрыми темпами, в то время как мощности по ее транспортировке заметно отставали. Еще до прошлого года нефтяные компании в основном доставляли «черное золото» с месторождений Каспия посредством трубопровода и железной дороги к берегам Черного моря и далее танкерами через Босфорский пролив в Средиземное море.
Но Турция с учетом экологической угрозы одному из крупнейших в мире мегаполисов — Стамбулу — была не в восторге от объема нефти, добываемой на Каспии и направляемой танкерами из Черного моря через Босфорский пролив. Хотя, согласно «Соглашению Монтре», подписанному в 1936 году, 27-километровый Босфорский пролив был провозглашен международным судоходным каналом. Через данную водную артерию ежегодно проходили тысячи танкеров с сырой нефтью и нефтепродуктами на борту. А в данном проливе есть четыре поворота на 45 градусов, причем на одном из них ширина сужается до 700 метров.
Разумеется, в данной ситуации оптимальным вариантом стало строительство трубопровода Баку-Джейхан протяженностью 1768 км, который был введен в эксплуатацию 28 мая 2006 года. Менее чем за год своей эксплуатации данный трубопровод показал себя как надежный маршрут транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. И недаром на прошлой неделе Совет директоров трубопроводной компании BTC Co., управляющей трубопроводом Баку-Джейхан, принял решение увеличить пропускную способность трубопровода с 620 тыс. баррелей нефти в сутки до проектной мощности — 1 млн. баррелей в сутки.
Но на прошлой неделе произошло еще одно событие, которое имеет непосредственное отношение к транспортировке каспийской нефти и к снижению объемов транспортировки грузов по проливу Босфор. После 13 лет обсуждений руководители России, Греции и Болгарии подписали соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис. В церемонии подписания, которая состоялась в Афинах в четверг 15 марта, приняли участие президент России Владимир Путин, премьер-министр Греции Константинос Караманлис и глава правительства Болгарии Сергей Станишев. От России документ подписал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, сообщает «Интерфакс».
Сразу после того, как соглашение будет ратифицировано парламентами трех стран, начнется строительство трубопровода. Его протяженность составит 285 км. Он должен пройти по территории Греции и Болгарии и разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. 51% в проекте получит российская сторона. Стоимость проекта может достичь 900 млн долларов. Пропускная способность трубы — 35 млн. тонн нефти в год, с возможностью увеличения до 50 млн. тонн в год. Предположительно трубопровод может начать работу уже в 2009 году.
В Кремле подписание договора по проекту, который обсуждается уже с 1994 года, восприняли с энтузиазмом. По словам помощника президента России Сергея Приходько, российская сторона рассматривает проект как один из наиболее реалистичных и перспективных с точки зрения диверсификации маршрутов экспорта нефти. Кроме того, в Москве отмечают, что «сооружение Трансбалканского нефтепровода позволит в определенной мере решить проблемы поставки российских энергоносителей в страны Западной Европы». Нефтепровод Бургас-Александруполис пройдет по территории Греции и Болгарии и позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы.
Российская нефть из Новороссийска будет на танкерах доставляться до болгарского черноморского порта Бургас, где по новому нефтепроводу ее начнут перекачивать в греческий Александруполис на Эгейском море. Отсюда она будет попадать на зарубежные рынки. Виктор Христенко называл проект трубопровода «одним из важнейших инфраструктурных проектов, который позволит, в том числе, разрешить перспективные проблемы по Черноморскому бассейну». Доля российской стороны в проекте составит 51%. В рамках этой доли российские «Роснефть», «Газпромнефть» и «Транснефть» создали объединенную компанию "Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис», которая и будет заниматься проектом. Единым оператором по эксплуатации нефтепровода станет компания «Транснефть».
Предполагается, что Греция и Болгария, которые получат по 24,5%, отдадут свои доли нефтяным компаниям, которые представят гарантии на прокачку нефти по этому нефтепроводу. К проекту, в частности, проявляют интерес ТНК-BP, американская Chevron и казахстанская «Казмунайгаз».
Как сообщал ранее Виктор Христенко, планируется, что в первом полугодии 2007 года, еще до ратификации соглашения, будет создана международная проектная компания по реализации проекта. Министр выразил надежду на то, что в ближайшее время эта компания завершит работу над технико-экономическим обоснованием проекта, что позволит выйти на подписание соглашения между Болгарией и Грецией по транзиту нефти, передает ИТАР-ТАСС.
Вице-премьер
России Сергей Нарышкин заявил, что «по оптимистическим прогнозам, строительство нефтепровода может начаться в начале 2008 года, за год нефтепровод будет построен и в начале 2009 года заработает». Эту оценку разделяет вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. Он считает, что строительство займет 1,5 года. «Но это без учета срока подготовки технико-экономического обоснования», — оговорился он. Если ТЭО будет готово к концу 2007 года, в середине 2009 уже могут начаться поставки нефти.
После подписания соглашения Владимир Путин выступил на пресс-конференции. Президент России заявил, что реализация этого проекта увеличивает стабильность не только для Балкан, но и для всего мирового энергетического рынка по двум причинам: дает возможность расширить поставки сырья на рынки и диверсифицировать пути его доставки. При этом Путин заверил, что трубопровод будет наполнен новыми потоками, а не нефтью из действующих систем. «Речь идет не о переориентации потоков из других систем, а о наполнении трубопровода новыми потоками», — отметил Путин. «Это никак не скажется в худшую сторону», — добавил президент.
Также, как заметил российский лидер, появление новой нефтяной артерии открывает ряд интересных перспектив. «Проект дает возможность задуматься о расширении поставок энергоресурсов через территорию России из Каспийского региона», — заявил президент. «В этом заинтересован весь мировой энергетический рынок, прежде всего это дает возможность подумать о расширении поставок из Каспийского региона — это американские, казахстанские, азербайджанские компании», — подчеркнул Путин на пресс-конференции.
Также
он отметил, что в Болгарии и Греции могут быть созданы региональные центры транзита энергоносителей из России на рынки Европы. «Убежден, что энергетический потенциал России и выгодное географическое и транспортное положение, как Болгарии, так и Греции — все это открывает широкие перспективы для нашего сотрудничества. Формирует новые возможности для создания в Болгарии и Греции крупных региональных центров транзита российских энергоносителей на европейские и мировые рынки», — заявил Путин.
Следует отметить, что ранее, в октябре 2006 года, Путин предлагал Германии роль распространителя российского газа. Тогда на встрече с немецким канцлером Ангелой Меркель в Дрездене президент Путин заявил, что Германия может превратиться из потребителя российского газа в важный европейский центр его распределения. По всей видимости, договоренностей по этому вопросу между странами достигнуто не было, и теперь Россия может уступить это амплуа Греции и Болгарии.
Более того, Болгария и Греция смогут решить вопросы собственной энергобезопасности. По данным Путина, на территории этих стран планируется построить крупные нефтехранилища вместимостью до 600 тыс. тонн. «Это значит, что при любых осложнениях на мировых рынках, имея такие запасы, Греция и Болгария обеспечат стабильность и безопасность своей экономике», — сказал он. Кроме того, по словам российского президента, Болгария и Греция получат возможность аккумулировать транзитные сборы. «Речь идет о десятках миллионов долларов», — подчеркнул Путин.
Также президент Путин заявил, что страны — участницы проекта Бургас-Александруполис выполнят все требования экологических организаций и могут даже скорректировать маршрут нефтепровода. «Будем работать, исходя из соображений экологической безопасности. Все требования экологических организаций мы обеспечим», — сказал Путин. Что касается корректировки маршрута нефтепровода, то, по словам Путина, это общий вопрос для всех трех стран — участниц проекта. «Маршрут может быть скорректирован, исходя из требований реализации проекта и экологических требований», — сказал Путин. Он подчеркнул, что Россия располагает передовыми технологиями по обеспечению экологических требований при строительстве нефтепроводов.
Глава российского государства подчеркнул, что надежный доступ к энергии «является залогом устойчивого и динамичного развития нашей цивилизации». По мнению Путина, обеспечить доступ к энергии возможно за счет развития партнерства между всеми странами: как производителями, так и потребителями энергии и странами-транзитерами. «Ярким примером такого партнерства в энергетической сфере и призван стать проект трансбалканского нефтепровода», — отметил президент.
Глава компании «Транснефть», которая будет строить и управлять трубопроводом, Семен Вайншток пока не готов назвать стоимость реализации проекта, однако заверяет, что он будет дешевле, чем нефтепровод Баку — Джейхан. «Я не могу прогнозировать цену проекта, но это будет намного ниже, чем Баку — Джейхан», — сказал Вайншток. При этом он отметил, что компания «Транснефть» не будет вкладывать в реализацию проекта собственные средства. «Это работа консорциума, который будет привлекать средства на внешнем рынке», — подчеркнул Вайншток. По словам главы «Транснефти», в нефтепроводе Бургас-Александруполис «нефть будет Черноморского бассейна. Все участники нефтяного бизнеса в Черноморском бассейне будут ходить через Бургас-Александруполис».
Вайншток не сомневается в успехе проекта. «У „Транснефти“ нет неудачных проектов. Я даже не допускаю мысли о неудачности проекта. Мы обречены на успех», — заявил Вайншток. По его словам, участники приступят к реализации проекта в ближайшее время. Сначала будет объявлен конкурс на проведение изыскательских работ и ТЭО, после чего будет принято решение о начале строительства нефтепровода, объяснил он. «Это будет не год, не два, а много-много меньше», — пообещал Вайншток (NEWSru.com).
Удивительно, но Россия до сих пор не смогла смириться с фактом, что нефтепроводу Баку — Джейхан нет равных в регионе в вопросе транспортировки нефти с каспийских берегов на мировые рынки. И проводимые параллели нефтепровода Бургас-Александруполис с нефтепроводом Баку — Джейхан для прокачки с берегов Каспия нефти могут вызвать лишь усмешку.
В первую очередь, в случае выхода нефтепровода Бургас — Александруполис на расширенную мощность — 50 млн.тонн, уже не крупнейшему турецкому мегаполису Стамбулу, а всему греческому побережью и даже Афинам придется задуматься о возможной экологической угрозе. Достаточно взглянуть на карту и понять, как будет опасен для крупных танкеров путь по Эгейскому морю, нашпигованному различными подводными рифами, к «чистой воде» Средиземного моря. Именно поэтому руководство Азербайджана совместно с нефтяными компаниями — партнерами по разработке «Азери — Чираг — Гюнешли» отказались принять вариант Бургас — Александруполис в качестве основного экспортного маршрута. Кроме того, в случае их присоединения к трубопроводу Бургас — Александруполис нефтяным компаниям, разрабатывающим Каспийский шельф, пришлось бы в очередной раз фрахтовать танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов от российских и грузинских портов до болгарского порта Бургас.
Что касается перспектив трубопровода Баку-Джейхан, то руководство BTC Со работает над увеличением его мощности до 1,7 млн. баррелей нефти в сутки, с учетом привлечения дополнительных объемов нефти иностранных компаний, участвующих в разработке казахстанских месторождений, то есть нефтепровод Баку — Джейхан на сегодня самый оптимальный маршрут по транспортировке каспийской нефти на мировые рынки.

Ф.Ализаде

Оценить статью
(0)