Нефтяным компаниям, занятым добычей нефти на Каспии, все сложнее приходилось решать задачи по доставке «черного золота» на мировые рынки. В последние годы спрос на нефть в мире растет быстрыми темпами, в то время как мощности по ее транспортировке заметно отставали. Еще до прошлого года нефтяные компании в основном доставляли «черное золото» с месторождений Каспия посредством трубопровода и железной дороги к берегам Черного моря и далее танкерами через Босфорский пролив в Средиземное море.
Но Турция с учетом экологической угрозы одному из крупнейших в мире мегаполисов — Стамбулу — была не в восторге от объема нефти, добываемой на Каспии и направляемой танкерами из Черного моря через Босфорский пролив. Хотя, согласно «Соглашению Монтре», подписанному в 1936 году,
Разумеется, в данной ситуации оптимальным вариантом стало строительство трубопровода
Но на прошлой неделе произошло еще одно событие, которое имеет непосредственное отношение к транспортировке каспийской нефти и к снижению объемов транспортировки грузов по проливу Босфор. После 13 лет обсуждений руководители России, Греции и Болгарии подписали соглашение о строительстве нефтепровода
Сразу после того, как соглашение будет ратифицировано парламентами трех стран, начнется строительство трубопровода. Его протяженность составит 285 км. Он должен пройти по территории Греции и Болгарии и разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. 51% в проекте получит российская сторона. Стоимость проекта может достичь 900 млн долларов. Пропускная способность трубы — 35 млн. тонн нефти в год, с возможностью увеличения до 50 млн. тонн в год. Предположительно трубопровод может начать работу уже в 2009 году.
В Кремле подписание договора по проекту, который обсуждается уже с 1994 года, восприняли с энтузиазмом. По словам помощника президента России Сергея Приходько, российская сторона рассматривает проект как один из наиболее реалистичных и перспективных с точки зрения диверсификации маршрутов экспорта нефти. Кроме того, в Москве отмечают, что «сооружение Трансбалканского нефтепровода позволит в определенной мере решить проблемы поставки российских энергоносителей в страны Западной Европы». Нефтепровод
Российская нефть из Новороссийска будет на танкерах доставляться до болгарского черноморского порта Бургас, где по новому нефтепроводу ее начнут перекачивать в греческий Александруполис на Эгейском море. Отсюда она будет попадать на зарубежные рынки. Виктор Христенко называл проект трубопровода «одним из важнейших инфраструктурных проектов, который позволит, в том числе, разрешить перспективные проблемы по Черноморскому бассейну». Доля российской стороны в проекте составит 51%. В рамках этой доли российские «Роснефть», «Газпромнефть» и «Транснефть» создали объединенную компанию "Трубопроводный консорциум
Предполагается, что Греция и Болгария, которые получат по 24,5%, отдадут свои доли нефтяным компаниям, которые представят гарантии на прокачку нефти по этому нефтепроводу. К проекту, в частности, проявляют интерес
Как сообщал ранее Виктор Христенко, планируется, что в первом полугодии 2007 года, еще до ратификации соглашения, будет создана международная проектная компания по реализации проекта. Министр выразил надежду на то, что в ближайшее время эта компания завершит работу над
Вице-премьер
После подписания соглашения Владимир Путин выступил на
Также, как заметил российский лидер, появление новой нефтяной артерии открывает ряд интересных перспектив. «Проект дает возможность задуматься о расширении поставок энергоресурсов через территорию России из Каспийского региона», — заявил президент. «В этом заинтересован весь мировой энергетический рынок, прежде всего это дает возможность подумать о расширении поставок из Каспийского региона — это американские, казахстанские, азербайджанские компании», — подчеркнул Путин на
Также
Следует отметить, что ранее, в октябре 2006 года, Путин предлагал Германии роль распространителя российского газа. Тогда на встрече с немецким канцлером Ангелой Меркель в Дрездене президент Путин заявил, что Германия может превратиться из потребителя российского газа в важный европейский центр его распределения. По всей видимости, договоренностей по этому вопросу между странами достигнуто не было, и теперь Россия может уступить это амплуа Греции и Болгарии.
Более того, Болгария и Греция смогут решить вопросы собственной энергобезопасности. По данным Путина, на территории этих стран планируется построить крупные нефтехранилища вместимостью до 600 тыс. тонн. «Это значит, что при любых осложнениях на мировых рынках, имея такие запасы, Греция и Болгария обеспечат стабильность и безопасность своей экономике», — сказал он. Кроме того, по словам российского президента, Болгария и Греция получат возможность аккумулировать транзитные сборы. «Речь идет о десятках миллионов долларов», — подчеркнул Путин.
Также президент Путин заявил, что страны — участницы проекта
Глава российского государства подчеркнул, что надежный доступ к энергии «является залогом устойчивого и динамичного развития нашей цивилизации». По мнению Путина, обеспечить доступ к энергии возможно за счет развития партнерства между всеми странами: как производителями, так и потребителями энергии и
Глава компании «Транснефть», которая будет строить и управлять трубопроводом, Семен Вайншток пока не готов назвать стоимость реализации проекта, однако заверяет, что он будет дешевле, чем нефтепровод Баку — Джейхан. «Я не могу прогнозировать цену проекта, но это будет намного ниже, чем Баку — Джейхан», — сказал Вайншток. При этом он отметил, что компания «Транснефть» не будет вкладывать в реализацию проекта собственные средства. «Это работа консорциума, который будет привлекать средства на внешнем рынке», — подчеркнул Вайншток. По словам главы «Транснефти», в нефтепроводе
Вайншток не сомневается в успехе проекта. «У „Транснефти“ нет неудачных проектов. Я даже не допускаю мысли о неудачности проекта. Мы обречены на успех», — заявил Вайншток. По его словам, участники приступят к реализации проекта в ближайшее время. Сначала будет объявлен конкурс на проведение изыскательских работ и ТЭО, после чего будет принято решение о начале строительства нефтепровода, объяснил он. «Это будет не год, не два, а
Удивительно, но Россия до сих пор не смогла смириться с фактом, что нефтепроводу Баку — Джейхан нет равных в регионе в вопросе транспортировки нефти с каспийских берегов на мировые рынки. И проводимые параллели нефтепровода
В первую очередь, в случае выхода нефтепровода Бургас — Александруполис на расширенную мощность — 50 млн.тонн, уже не крупнейшему турецкому мегаполису Стамбулу, а всему греческому побережью и даже Афинам придется задуматься о возможной экологической угрозе. Достаточно взглянуть на карту и понять, как будет опасен для крупных танкеров путь по Эгейскому морю, нашпигованному различными подводными рифами, к «чистой воде» Средиземного моря. Именно поэтому руководство Азербайджана совместно с нефтяными компаниями — партнерами по разработке «Азери — Чираг — Гюнешли» отказались принять вариант Бургас — Александруполис в качестве основного экспортного маршрута. Кроме того, в случае их присоединения к трубопроводу Бургас — Александруполис нефтяным компаниям, разрабатывающим Каспийский шельф, пришлось бы в очередной раз фрахтовать танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов от российских и грузинских портов до болгарского порта Бургас.
Что касается перспектив трубопровода
Ф.Ализаде