Прообраз восточного календаря запечатлен на скалах в Восточном Казахстане.
Пикник возле Васильевских дач завершился научным открытием. Прогуливаясь по невысокой сопке, мы наткнулись на каменные плиты с рисунками животных. На камнях были выбиты изображения собаки, волка, лошади, овцы, верблюда и петуха. Что бы все это значило?
Преподаватель культурологии Светлана Царегородцева:
- В эпоху палеолита животные изображались в
Неолитические росписи в Уланском районе свидетельствуют о том, что у людей, делавших здесь петроглифы, уже существовала хорошо разработанная мифологическая картина мира. У древних кочевников бытовали легенды, героями которых были животные. Так, например, в одной казахской легенде рассказывается о том, как люди стали забывать свое прошлое. И тогда они поняли, что нужен календарь. Они попросили Всевышнего о помощи, в ответ он повелел животным собраться на высокой горе. Животные явились и затеяли спор: кто более полезен человеку? Корова, конь, овца, петух и собака захотели стать во главе нового календаря. Бог объявил, что главным будет тот, кто первым увидит солнце на восходе. Больше всех обрадовался верблюд, самый высокий из зверей. Он простоял ночь, не сомкнув глаз. Но рост ему не помог, хитрая мышь взобралась на его макушку и первой провозгласила рождение нового дня.
- Эта легенда, — считает Царегородцева, — доказывает, что для древних тюрков солнце являлось началом всех начал, опорой всего живого. На скалах возле Васильевки есть рисунок оленя с ветвистыми рогами, который символизирует солнце, а рядом изображен верблюд. Можно предположить, что два этих петроглифа иллюстрируют древний миф, изображающий верблюда в ожидании восхода солнца. Эти животные являются в том числе календарными символами, образами самого раннего календаря.
Андрей Кратенко,