Цены растут, качество снижается

Цены растут, качество снижается

Цены растут, качество снижается

Общей проблемой ОПК, требующей незамедлительного решения, является снижение возможностей создания и производства в необходимых количествах перспективных образцов вооружения и военной техники в интересах обеспечения национальной безопасности. Такой неутешительный вывод в ходе всероссийской конференции «Развитие оборонно-промышленного комплекса как фактор национальной безопасности Российской Федерации» сделал заместитель начальника вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Михеев.
Несмотря на то что экспорт составляет весьма существенную часть дохода многих предприятий «оборонки», родная армия остается главным потребителем и заказчиком продукции ОПК. И не прислушиваться к ее мнению нельзя. Ведь если в тяжелейшие 90-е гг. ВС РФ и не могли иметь претензий к промышленности, поскольку практически не было возможности обновлять парк ВВТ, то сегодня, располагая немалыми средствами, хотят получить качественный и современный товар.
В работе конференции, проведенной 15 марта, приняли участие руководители оборонных предприятий и НИИ, представители администрации президента, Совета безопасности России, Федерального собрания, правительства, Генеральной прокуратуры и Счетной палаты РФ. Ее учредителями выступили Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Федеральное агентство по промышленности, Министерство промышленности и энергетики, ФГУП «Рособоронэкспорт», Лига содействия оборонным предприятиям.
С основным докладом выступил руководитель Роспрома Борис Алешин. По его словам, магистральный путь развития ОПК, заданный президентом, — это реструктуризация отрасли в целях концентрации ресурсов, обеспечения адекватной конкуренции, создания условий преодоления издержек. «Только в этом случае выделяемые государством ресурсы могут быть эффективно использованы», — отметил Борис Алешин. По его сведениям, в 2006 и в 2007 гг. на развитие машиностроения (в основном, конечно, на развитие ОПК) из бюджета страны выделяется около 30 млрд. рублей. Однако устаревшая модель развития «оборонки» не позволяет эффективно осваивать эти средства.
Поэтому, как заявил Борис Алешин, в ближайшей перспективе ОПК ожидают серьезные перемены. С 2008 г. начнется активный процесс акционирования федеральных унитарных государственных предприятий. Архаичная форма ФГУП, уверен руководитель Роспрома, полностью себя исчерпала. При такой схеме предприятие не может ни воспользоваться имущественным комплексом, ни создать эффективную систему управления и контроля. «Никогда ФГУП не придет к международной системе отчетности, в результате никогда к нему не придут инвесторы», — отметил Борис Алешин. Да и в целом, по его словам, на сегодняшний день эффективность использования бюджетных и собственных средств в ОПК крайне низка. «Преобразования ждут вас, и вы должны относиться к этому по-пионерски», — заявил руководитель Роспрома, обращаясь к директорскому корпусу. Форма акционерной компании предоставляет возможности для более гибкого управления предприятием и привлечения инвестиций, а также дает акционерам средства контроля за деятельностью менеджмента.
Продолжится и процесс формирования интегрированных структур. Борис Алешин напомнил, что при создании ОАК принят принцип горизонтальной интеграции, который позволил объединить проектировщиков, производителей ВВТ, предприятия, оказывающие сервисные услуги и ориентированные на обслуживание продукции по всем сегментам глобального рынка. Следующим этапом интеграции станет создание холдингов производителей авионики, двигателей и других систем. Однако на этом уровне не будет глобального объединения всех игроков в одну команду. Комплектаторы должны конкурировать друг с другом, чтобы «финишник» имел возможность выбирать лучшие образцы из предложенного ассортимента, отметил Борис Алешин.
Один из важнейших путей снижения издержек — перевод всей технологической структуры в «цифру». И здесь, по мнению Алешина, не обойтись лишь созданием трехмерных моделей. Новые информационные технологии должны быть сквозными для всего технологического процесса, от проектирования до сервисного обслуживания. Однако для того чтобы добиться в этом направлении быстрых изменений, должен измениться и подход заказчика, прежде всего Министерства обороны РФ, которое, как подчеркнул Борис Алешин «до сих пор принимает продукцию на бумажных носителях».
Кадровая проблема — одна из самых животрепещущих для отечественной «оборонки». О том, что молодежь не идет на заводы, говорилось не раз. Однако руководитель Роспрома выделил новый аспект этой проблемы — пропагандистский. По его мнению, молодые люди просто не представляют, что такое современное производство. Действительно, слово «рабочий» до сих пор ассоциируется с человеком в промасленной спецовке, стоящим за токарным станком марки «ДИП». Однако современный обрабатывающий комплекс не имеет с «ДИП» ничего общего, а его оператор должен иметь высшее образование. «Что такое авиастроение? Это огромный бизнес, в котором место найдется всем — и это надо объяснять молодежи», — призвал Борис Алешин.
Обрабатывающие центры — это уже, конечно, не экзотика для российской промышленности, однако количество современного оборудования на производстве все еще остается весьма небольшим. Как заявил в своем выступлении руководитель группы советников гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Александр Бриндиков, «несмотря на благоприятную картину, складывающуюся по объемам выполненных контрактов и планов на ближайшие годы, мы сталкиваемся с колоссальными проблемами при реализации этих контрактов, мы сдерживаем подписание ряда контрактов, поскольку не понимаем, как мы их будем выполнять». Причина — устаревшее оборудование на предприятиях. По данным «Рособоронэкспорта», количество средств производства, возраст которых превышает 10 лет, в ОПК составляет 75,5%. Для проведения технического перевооружения у ОПК осталось не так уж много времени. И если этого вовремя не сделать, Россия начнет терять свое место на мировом рынке вооружения. По мнению Александра Бриндикова, для оперативного обновления производства необходимо не 30 млрд. рублей, которые сейчас выделяются из бюджета, а 140 млрд. рублей в год.
Активизировать процесс технического перевооружения можно было бы за счет привлечения финансовых средств. Однако, признался Александр Бриндиков, «картина инвестиций нас пока не радует». По сведениям руководителя группы советников гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт», в 2006 г. для закупки нового оборудования было привлечено лишь 5% средств. Из федерального бюджета было выделено 20,2% от общих инвестиций, остальные 74,8% денег, вложенных в производство, — это собственные средства предприятий. По мнению Александра Бриндикова, к 2010 г. структура инвестиций в основной капитал предприятий ОПК должна выглядеть следующим образом: 29,9% — бюджетные средства, 46,7% — собственные, 23,4% — привлеченные. Чтобы воплотить эту схему в жизнь, производству необходима помощь и поддержка законодателей — депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Как предложил Александр Бриндиков, для эффективного технического перевооружения российского ОПК «необходимо возмещать из федерального бюджета часть затрат предприятий на уплату процентов по кредитам. Хорошо бы предоставлять госгарантии по привлекаемым кредитам, освобождать предприятия ОПК от налогов на часть прибыли, направленной на технологическое перевооружение». Ведь сегодня в России самые лучшие кредитные ставки — это 14–16%, в то время как в Европе оборонные компании имеют возможность брать кредиты под 4–5% годовых. Об этой проблеме говорится уже не первый год, однако никаких реальных мер для улучшения ситуации до сих пор не принято. И, кажется, уже не далек тот день, когда даже беспроцентное кредитование «оборонки» может оказаться неэффективным.
«Звоночки», свидетельствующие о том, что ситуация действительно критическая, с каждым годом становятся все громче. Ежегодно растет количество претензий по качеству поставленной зарубежным заказчикам продукции, увеличивается количество претензий, которое ОПК не может парировать в приемлемые сроки, поскольку они затрагивают чуть ли не существо поставленной продукции. И это чрезвычайно тревожные сигналы. Александр Бриндиков привел статистику рекламаций за 2006 г. По технике ВВС зарубежные заказчики предъявили 443 претензии, по ПВО РЭС — 646, по изделиям для Сухопутных войск — 144, по морской технике — 353. Таким образом, всего было предъявлено 1586 претензий, и менее 3% из них были отклонены!
О том, что развитие ОПК на современном этапе — это прежде всего развитие его конкурентоспособных отраслей, что связано со значительными инвестициями и предполагает тесное взаимодействие государства и бизнеса, говорил во время конференции и уже упоминавшийся Владимир Михеев. Еще одна очень важная проблема, поднятая генералом, — несоответствие индексов-дефляторов реальному уровню инфляции. По его словам, Министерство финансов считает, что дефлятор в 2006–2007 гг. составляет 1,06, в 2007–2008 гг. и в 2008–2009 гг. — 1,04. «Это не правда, — считает заместитель начальника вооружения Вооруженных Сил РФ. — Почему тогда Министерство экономического развития и торговли дает дефлятор от 2007 к 2008 году 1,075, который близок к тому, что есть?». Из-за несоответствия дефляторов реальной ситуации, в 2007 г. уже потеряно 7,1 млрд. рублей. «Если так и будет продолжаться, то не будет батальона танков с „Уралвагонзавода“ в 2007 г., а получится две с половиной роты. И нам придется докладывать Верховному главнокомандующему, что штучную номенклатуру по гособоронзаказу мы не выполнили», — сообщил генерал.
Владимир Михеев обратил внимание участников конференции и на необоснованную ценовую политику, которую проводят сами предприятия ОПК. Из-за повышения цен против первоначально заявленных приостановлено согласование части контрактов на поставки вооружения и военной техники в рамках гособоронзаказа. Продолжая бронетанковую тему, генерал назвал такие цифры: «Крайний танк на „Уралвагонзаводе“ в конце 2006 г. мы купили за 42 млн. рублей, а в январе 2007 г. нам предлагают ту же технику уже за 58 млн. рублей. Почему за машину боевого охранения подвижного грунтового ракетного комплекса „Тополь“, которая состоит из базового шасси БТР-80 ценой 7,4 млн. рублей, Минобороны должно платить 52 млн. рублей? Я понимаю, там есть дополнительное оборудование, но оно же не повышает стоимость в разы!».
Все проблемы, поднятые в выступлениях участников конференции, далеко не новы. О них говорилось в разных аудиториях и на разных уровнях уже не один десяток раз. Однако до сих пор существенных мер, способствующих их разрешению, не принято. По результатам работы конференции составлен перечень рекомендаций законодательным и исполнительным ветвям власти, Совету безопасности РФ, Генеральной прокуратуре и Счетной палате, которые призваны сдвинуть процесс с мертвой точки. Таким образом, участники конференции, обозначив болевые точки «оборонки», наметили шаги по преодолению негативных тенденций. Возможно, со стороны прошедшее мероприятие может показаться очередным междусобойчиком в стиле «встретились, поговорили». Однако, по мнению председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, результатом предыдущей встречи такого уровня стали вполне конструктивные шаги, направленные на стабилизацию ситуации в отечественном ОПК.

Илья Кедров

Оценить статью
(0)