Министр иностранных дел России заявил, что абхазский, южноосетинский и приднестровский конфликты не имеют прямого отношения к косовскому вопросу. Тем самым он высказал взгляд, отличный от того, что до сих пор говорил по этой теме президент России.
Выступая перед Госдумой России, Сергей Лавров отметил, что урегулирование косовского вопроса в любом случае создаст прецедент. «Речь идет о том, что независимость получит не составная часть бывшей союзной страны, как это произошло в Чехословакии и Советском Союзе», - пояснил Лавров. По поводу абхазского, южноосетинского и приднестровского конфликтов он отметил, что «здесь нет какой-либо связи. Мы не ждем, сложа руки, что вот сейчас Косово отрежут от Сербии и мы сделаем то же самое с этими республиками. Это вовсе не так, и это была бы неправильная позиция».
«Неправильную позицию» до сих пор неоднократно фиксировал президент Путин, не упускавший случая сказать о распространении, в случае признания независимости Косова, этого прецедента на постсоветское пространство. Причину подобной смены позиции Лавров не объяснил. Однако его заявление не могло быть приятным для властей непризнанных республик, представители которых проводят в последние дни встречи в Москве, публично высказывая желание добиться признания их «независимости» Россией именно с опорой на косовский прецедент.
Некоторые члены Госдумы обнаружили в заявлении Лаврова по конфликтам один «позитив» - министр иностранных дел назвал Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье «республиками».
«Мы стремимся развивать многосторонние отношения с этими республиками, там находятся наши граждане, мы ответственны за их социальные проблемы, потому что никто, кроме нас, над этим не работал и не работает», - заявил Лавров. По его словам, у России «есть конкретные предложения, как обеспечить безопасность в этом регионе».
Главной темой выступления Лаврова перед депутатами было реформирование СНГ. По его словам, Содружество «не стало ни политическим объединением, ни эффективной организацией». Однако, отметил Лавров, СНГ способствовало урегулированию проблем, вызванных распадом СССР, а также «представляет на сегодня уникальную площадку для диалога».
При этом министр поддержал идею сохранения и реформирования СНГ. По его мнению, никакой интеграционный формат не сможет в обозримом будущем заменить Содружество. «Думаю, именно революционная реформа – на основе органичного сплава наследия с последовательным обновлением – дает нам возможность найти максимальный баланс интересов, позволяющий сохранить СНГ и повысить его эффективность», - заявил Лавров.
Председатель думского комитета по внешним связям Андрей Кокошин отзывается о выступлении министра с удовлетворением. Согласно его заключению, российская политика на постсоветском пространстве набирается сил, в последнее время это видят даже США. Главным достижением этой политики Кокошин считает то, что «явную евро-атлантическую ориентацию сохранило лишь одно государство – это Грузия».
На евро-атлантическую ориентацию Грузии намекнул и Сергей Лавров. «Что касается наших отношений с Грузией и грузинским руководством – это разные вещи. Грузинские власти не выражают настроений, доминирующих в грузинском обществе», - отметил Лавров. Какие конкретно настроения доминирует в грузинском обществе, он не сказал, но, как видно, считает, что стремление к евро-атлантической интеграции характерно только для грузинских властей, а не для населения. Лавров ошибается.
Димитрий Авалиани