Трепещи, Запад

Трепещи, Запад

Трепещи, Запад

Вместо того, чтобы проводить единодушную энергетическую политику, Запад с единодушным трепетом ожидает встречи участников Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), которая должна состояться 9 апреля в столице Катара Дохе. Это будет шестая встреча этой группы за примерно столько же лет ее существования, но первая, на которой ее участники, возможно, примут важное решение о создании организации типа картеля — организации, которая будет контролировать поставки газа на Запад.
В ФСЭГ входит 15 стран, из которых 4 — Россия, Иран, Алжир и Катар — считаются крупнейшими в мире экспортерами газа и обладателями богатейших его запасов. С самой первой своей встречи в 2001 году в Тегеране эта группа называла беспочвенными прогнозы о своем намерении контролировать объемы и цены газа, подаваемого западным странам. Но теперь настроения меняются, и четыре названных лидера группы все живее обсуждают пути и способы создания газового картеля.
Если такая организация действительно сформируется, в ней будет безусловно доминировать Россия — обладательница крупнейших в мире запасов газа, крупнейший в мире его добытчик, экспортер и транзитер. Россия как «новая, газовая Саудовская Аравия» сможет определять сущность и поведение газового картеля так же, как Саудовская Аравия определяет политику ОПЕК (Организации стран экспортеров нефти), только другими методами.
Надо отметить, что вошедший уже в широкое употребление термин «газовый ОПЕК» неправилен. Нефть беспрепятственно транспортируется по мировому океану и продается на мировом рынке, а газ в основном подается по имеющим «постоянное место назначения» трубопроводам (поскольку сжиженный газ производится в весьма ограниченных количествах) и реализуется в основном на субрегиональных и национальных рынках. ОПЕК повышает и понижает цены на краткий срок, а контракты на поставки газа — как правило, долгосрочные.
Главной ролью газового картеля станет та, которую не может исполнять ОПЕК, а именно: определять места назначения и маршруты доставки энергоресурсов от поставщиков к странам-потребителям, вследствие чего конкретные рынки надолго «привязываются» к конкретному поставщику. Кроме того, такой картель сможет вводить количественные ограничения на экспорт, чтобы отсрочить истощение резервов стран-участниц и максимально поднять цены.
Если этот картель существенно ограничит свободу России определять объемы экспорта, Россия к нему, наверное, не присоединится, и уж почти наверняка не присоединится, если от нее потребуют поделить европейский рынок с другими членами картеля. Россия постарается ввести в картеле правила, которые позволят ей полностью использовать ее колоссальный экспортный потенциал, бесспорное преобладание на рынках европейских стран, а также то, что она сейчас почти полностью контролирует основные транзитные системы, ведущие в Европу.
Таким образом, если Москва сможет использовать этот картель для защиты своих нынешних рынков от конкуренции, то «Газпром» и Кремль получат от этой организации неисчислимые экономические и политические выгоды. Так что по некоторым прогнозам Россия с радостью к нему присоединится.
Если же верить другим прогнозам, то по названным выше причинам, т. е. из-за того, что Россия отнюдь не захочет стеснять себя какими бы то ни было условиями и обязательствами — скажем, уступать еврорынок своим конкурентам, входящим в картель — она, наоборот, участвовать в картеле не согласится.
Судя по заявлениям президента Владимира Путина и других российских высокопоставленных лиц, Россия сейчас с большой осторожностью рассматривает вопрос, насколько предложенный проект картеля соответствует (и соответствует ли вообще) ее целям и интересам. Напомним, что именно Путин в 2002 году выступил с идеей создания газового картеля — «Альянса стран-экспортеров газа» — и положил начало международным дебатам о «газовом ОПЕКе». Однако продолжения не последовало — ни Россия, ни какая-либо из других стран-экспортеров газа не чувствовала себя тогда настолько сильной, чтобы пойти против интересов Запада.
Но в последнее время ситуация резко изменилась. Зависимость Запада от манипуляций в сфере энергоснабжения возрастала скорейшими темпами — точно так же, как и энергопотребности незападных, быстро растущих экономик. Кремль распоясался и, отбирая имущество у действующих на территории России западных компаний, глобально наступает на западные интересы.
А страны Запада, в лучшем случае, запаздывают с разработкой общей политики, а в худшем вообще не могут ее разработать — например, проложить маршрут непосредственно к восточнокаспийским ресурсам, что защитило бы их рынки от диктата монополий и картелей.

Владимир Сокор

Оценить статью
(0)