Давид Тухманов пообещал написать для Розы Рымбаевой песню

Давид Тухманов пообещал написать для Розы Рымбаевой песню

Давид Тухманов пообещал написать для Розы Рымбаевой песню

В советское время его песни называли однодневками. Однако время расставило все по своим местам. И сегодня практически каждый молодой артист мечтает исполнить что-либо из его произведений. Так, год за годом, исполнители воскрешают хиты прошлых лет: «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир», «По волне моей памяти». В эксклюзивном интервью газете «ЛИТЕР-Неделя» народный артист России Давид Тухманов рассказал о том, что никогда не мечтал связать свою жизнь с музыкой.

ЛИТЕР-Неделя: Как возникла идея провести творческий вечер в Казахстане с участием наших звезд?

Д.Т.: Я получил неожиданное письмо от Ерулана Канапьянова, в котором говорилось, что ваши артисты, проявив инициативу, решили устроить мой творческий вечер. Я немного удивился, но, не скрою, мне было очень приятно. Мне прислали список песен, которые войдут в программу концерта, и имена исполнителей, которые решили их спеть. Я согласился.

ЛИТЕР-Неделя: В одном из интервью вы сказали, что музыкой занимались из-под палки. А как же вышло, что вы стали композитором?

Д.Т.: Да, заниматься музыкой я не хотел — это правда. Сидеть за роялем, посещать занятия мне совсем не хотелось, впрочем, как и большинству моих сверстников. Но мама настаивала, чтобы я продолжал заниматься, и в определенный момент я понял, что становлюсь музыкантом. Да, этот путь за меня выбрали другие, но я о нем не жалею. Ведь в детстве у меня были очень хорошие музыкальные способности, так что все, в принципе, предрасполагало.

ЛИТЕР-Неделя: С кем из артистов вам было приятно работать?

Д.Т.: Я с удовольствием вспоминаю всех певцов, с которыми мне довелось работать. С Иосифом Кобзоном нас связывают не только творческие отношения, но и многолетняя дружба. Он до сих пор присылает мне тексты и просит написать музыку. В числе артистов, с которыми мне было интересно работать, могу назвать Валерия Леонтьева. Более того, свою карьеру он начинал с моих песен.

ЛИТЕР-Неделя: А с кем работаете сегодня?

Д.Т.: Последние десять лет я, хоть время от времени, что-то и делаю в плане эстрады, но в основном все-таки занимаюсь классической музыкой. И сегодня я уже являюсь автором большой трехактной оперы, которая называется «Екатерина Великая». Я работал над этим произведением больше трех лет, хотя задумано оно было давно. Это очень интересная тема, и фигура Екатерины вызывает интерес не только у нас, но и во всем мире. И потом, что греха таить, сегодняшняя коммерциализация песен не всегда вдохновляет, чтобы этим заниматься. К тому же у меня достаточно солидный возраст, а я всегда считал, что модную музыку должны писать молодые люди.

ЛИТЕР-Неделя: Вы написали более 200 произведений, а есть какая-то необычная история с написанием какой-то песни?

Д.Т.: Да, у каждой песни есть своя история. Но вот сейчас я вспоминаю, как была написана «Мой адрес — Советский Союз» на стихи поэта Харитонова. Как-то раз ко мне пришел мой друг и увидел эти стихи, он очень удивился и усомнился в том, что я смогу на них написать музыку. Меня это, конечно, только подстегнуло, и я сказал, что не просто напишу музыку, а постараюсь сделать из нее хит. Он не поверил, и мы с ним поспорили на бутылку коньяка. Мне кажется, я выиграл.

ЛИТЕР-Неделя: А какую музыку вы слушаете?

Д.Т.: В последнее время слушаю классическую музыку — Чайковского, Глинку, Мусоргского, Моцарта, Бетховена. А вот модную музыку я не очень люблю.

ЛИТЕР-Неделя: Сейчас многие артисты сами пишут себе песни, на сколько, по-вашему, это оправдано?

Д.Т.: По схеме, конечно, каждый должен заниматься своим делом. Певец — петь, а композитор — сочинять музыку, но в жизни не все так схематично. Есть немало талантливых артистов, которые сами себе пишут песни. Но вопрос тут в том, какое у него образование, хотя для того, чтобы придумать простую мелодию, особых знаний, наверное, и не нужно. Просто музыкальный человек, основываясь на той музыке, которая звучит вокруг него, сможет создать такую вещь, которая совпадет со вкусом публики. К тому же зачастую то, что они придумывают, полностью совпадает с их голосом, возможностями, а потому, как правило, получается довольно естественно. К тому же, с другой стороны, образованный композитор за всю свою жизнь может и не написать ни одной популярной мелодии, так что это вопрос спорный.

ЛИТЕР-Неделя: Как вы относитесь к тому, что молодые исполнители перепевают ваши хиты в новой музыкальной обработке?

Д.Т.: Это нормальная практика. Песни, которые живут годами, привлекательны для молодых исполнителей. Время от времени они вновь появляются на нашей эстраде, правда, каждый старается исполнить их по-своему, внести что-то новое. Я нормально к этому отношусь, главное, чтобы соблюдались авторские права.

ЛИТЕР-Неделя: Вы заговорили об авторских правах. В 2004 году вы подали в суд на телеканал «Россия» за их нарушение, а что там все-таки случилось?

Д.Т.: Большие авторские концерты с участием почти всех известных артистов российской эстрады у меня случаются не каждый год, и я заинтересован в том, чтобы телевизионная версия была такой, какой я ее задумал. Но в том случае после концерта была выпущена эфирная версия, которая совершенно не соответствовала моим представлениям о том, в каком монтаже она должна быть показана. Со мной даже никто не проконсультировался по этому поводу. Это и стало причиной иска. Процесс этот очень затянулся и до сих пор не завершился.

ЛИТЕР-Неделя: Вам часто приходится сталкиваться с такими неприятностями?

Д.Т.: Такие случаи, к счастью, редки, но, как и многие другие исполнители, я становлюсь жертвой пиратской деятельности, которая сегодня очень активна. И, как мне кажется, тут уже давно нужно навести порядок, иначе мы все должны быть самодеятельностью: заниматься искусством в свободное от работы время, а зарабатывать деньги чем-то другим. Может быть, в этом и нет ничего плохого, но мы, профессионалы, и живем плодами свого труда.

Беседовала Марго Эрванд, фото Сергея Ходанова, Алматы

Оценить статью
(0)