Елена Водорезова — первая советская фигуристка, завоевавшая медали чемпионатов Европы и мира. Под руководством известного тренера Станислава Жука в 12 лет стала первым номером сборной СССР в женском одиночном катании. Бронзовый призер чемпионата Европы 1978 и 1982 годов, обладательница серебряной медали европейского первенства и бронзовый призер чемпионата мира 1983 года. Она — первая женщина в истории фигурного катания, исполнившая в произвольной программе пять тройных прыжков.
В Астану Елена Водорезова прибыла на чемпионат республики по фигурному катанию, чтобы поддержать своего воспитанника — алматинца Дениса Тена. Несмотря на плотный график, знаменитая фигуристка нашла время, чтобы рассказать «Литеру» о себе, своей работе и воспитанниках.
- Чем сегодня занимается легендарная Елена Водорезова?
- Тренирую вашего спортсмена. А если говорить подробнее, то я руководитель школы Центрального спортивного клуба армии. У меня прекрасные спортсмены, в основном юниоры. Подрастают и девочки. Сейчас у меня около десяти своих воспитанников. Один из них — Андрей Грязев. Он недавно выиграл чемпионат России. Конечно же, я очень рада за него.
- Известно, что впервые вы вышли на лед в четыре года…
- Ярких воспоминаний о детских тренировках нет. На лед я пришла, как и тысячи девчонок и мальчишек, не задумываясь о профессиональных высотах. Начала кататься, как и все, для удовольствия. А потом тренер посоветовал родителям, что мне нужно заниматься в спортивной секции. И меня привели в ЦСКА. С первого раза меня не приняли, потому что был большой конкурс и жесткий отбор. Потом выяснилось, что директор этой школы хороший знакомый моего папы. Кстати, сейчас эту должность занимаю я. (Смеется.) Они вместе учились в институте. Меня взяли по знакомству. Короче, я «блатная», так меня в те годы называли.
В самом начале спортивного пути у меня не было блестящих результатов. Я была эдаким крепким середнячком. Потом стала проявлять способности, и мой тренер Галина Василькевич решила показать меня Станиславу Жуку. Он согласился стать моим тренером.
- Его руководство плюс ваш успех помогли открыть дорогу на олимп советским фигуристкам.
- Так и получилось. Станислав Жук взял меня и целый год тренировал за закрытыми дверями. Я вообще нигде не выступала. Через год показали президенту федерации, он дал свое согласие. Сразу же в этот год, в 12 лет, я попала на Олимпийские игры и на чемпионаты Европы и мира.
- Сейчас, воспитывая собственных учеников, вы чувствуете то же волнение, как и тогда, стоя на льду или это уже другие эмоции?
- Когда сама выходишь на лед, то отвечаешь только за себя. А тут ты выводишь спортсмена и отвечаешь за него и за себя. Здесь другое волнение. Ты стоишь за бортиком катка и стараешься
- Сложно строить взаимоотношения с воспитанниками?
- У меня сейчас занимается большая группа мальчиков, и все они в переходном возрасте. Каждый отличается по характеру. Все они индивидуумы, поэтому стараешься отношения строить на взаимном уважении. Я считаю, что это самая знаковая черта, чтобы спортсмен уважал тренера. И она не заключается в том, что, чем больше целуешься или обнимаешься после успешного выступления, тем они лучше или крепче. Это может быть и напускное. А вот уважение спортсмена к тебе и твое к нему — это уже другое! Поэтому стараешься, чтобы тебя прежде всего уважали. При взаимоуважении появляется грань, ответственность между тренером и спортсменом.
- Чего вы требуете от своих воспитанников?
- От них нельзя ничего требовать. Когда они маленькие, то им нравится кататься. И если им неинтересно, их ни за что не заставишь это делать. Став чуть постарше, они знают свои цели и задачи, а тех, кто не понимает их, бесполезно заставлять. Пока они взрослеют, ты столько времени проводишь рядом с ними! Столько даже не уделяешь своей семье. Если человек знает, к чему он идет и чего он хочет добиться, то я ему могу только помочь. А требовать — бесполезно.
На
- В спорте вы с малых лет, это ваша жизнь. А другой сценарий не пробовали написать или хотя бы пофантазировать?
- Прошло столько времени, как я живу в мире спорта. И если бы я этого не хотела, то этого не было бы уже давно. Спорт — моя вторая жизнь. У меня даже нет хобби, только фигурное катание. Мою работу только так можно воспринимать, потому что у меня ненормированный рабочий день, я могу сутками пропадать на катке. С утра до вечера у меня тренировки, еще приходится заниматься бумажной работой.
- При таком жестком графике удается ли выкроить время для семьи, для сына Максима?
- Он знает, что такое спорт и работа тренера, не понаслышке. Максим сам серьезно занимался футболом. Я считаю, что ребенок обязательно должен заниматься спортом, чтобы стать организованным, ответственным и самостоятельным.
- К нам вы приехали, чтобы увидеть выступление своего воспитанника Дениса Тена?
- У вас растет очень талантливый мальчик. У него замечательные тренеры, фанаты своего дела, к сожалению, таких людей сейчас редко встретишь. Они с таким рвением воспитывают деток, отдают столько сил и занимаются с таким энтузиазмом!
Мы приехали на соревнование, а льда нет, спортсмены должны заниматься постоянно. И вот ребята за свои деньги пошли на частный маленький каток, чтобы потренироваться. И катаются с огромным желанием. Таких людей очень мало — и надо гордиться, что они у вас есть.
- Казахстанского ученика Дениса строго воспитываете?
- У Дениса сейчас травма, но мы решили: раз он приехал, то должен выступить на чемпионате. В России у него другие нагрузки, другая программа. Я стараюсь объяснить, зачем он это делает. Он работает, старается, ему хочется себя проявить и заявить миру о своей стране — Республике Казахстан.
-
- Он воплощает все мечты хореографа. Денис очень одаренный, но нельзя забывать, что это спорт, а Денис еще маленький. И прогнозировать сейчас сложно. Фигурное катание — непростой вид спорта и очень субъективный. В Казахстане он в должной мере не развит, и Денис в этом плане первопроходец. Ему приходится делать все самому, а первому сложно пробиваться. Нужно набраться терпения. Огромное спасибо всем тем людям, которые его поддерживают.
Динара Бисембина, фото Советбека Магзумова, Астана