За энергетику, не за безопасность

За энергетику, не за безопасность

За энергетику, не за безопасность

Более трех месяцев прошло с начала 2007 года, а энергоресурсы Центральной Азии уже стали главной сферой интересов в регионе, и более того проблемы энергетики стали заменять собой проблемы безопасности.
Посол США Джон Ордвей оказался очень обеспокоен безопасностью в Казахстане, для чего в конце января успел встретиться с министром обороны Казахстана Даниалом Ахметовым. Безопасность в Казахстане? Нет, безопасность казахстанского углеводородного сырья. Именно эту тему обсуждали стороны.
Не успел и месяц пройти, как закрепить успех приехал помощник госсекретаря США по делам Южной и Средней Азии Ричард Баучер. Основная цель визита была — опять же обсуждение дальнейших перспектив казахстанско-американского сотрудничества в сфере энергетики.
Также в начале этого года Казахстан посетил специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс. В ходе визита обсуждалась реализация индивидуального плана партнерства между Казахстаном и НАТО, по которому, предусматриваются организация силами альянса мероприятий по подготовке и переподготовке казахстанских военных кадров, оказание помощи при реформировании оборонной системы и создание военно-морских сил на Каспийском море.
Как видно даже в оборонной сфере, на первое место воздвигается безопасность Каспийских энергоресурсов. ЕС как чисто европейская структура также не отстает от США. И если отдельные страны не способны проводить сравнительную с США политику, то в ЕС есть возможность оперировать от имени институционального образования и проводить национальную политику. Как сообщило в начале февраля ИТАР-ТАСС, ЕС намерен открыть четыре диппредставительсва в четырех странах Центральной Азии (кроме Туркменистана, учитывая туркменский газ, это, по меньшей мере, странно). Согласно специальному документу, который был представлен в феврале странам-членам ЕС председательствующей в Евросоюзе Германией, — цель ЕС состоит в установлении особых отношений с государствами Центральной Азии, в первую очередь в энергетической области. Германия также предлагает и конкретные проекты, в частности, строительство нового газопровода из Центральной Азии по дну Каспийского моря в Европу. После этого может, стоит задуматься о гегемонских претензиях Германии на энергетическое лидерство в Европе?
Россия не только не отстает, но даже превосходит американскую энергетическую активность. Между Казахстаном и Россией всегда были стабильно хорошие отношения, к тому же 16 марта ответ американской политике был нанесен визитом в Казахстан вице-премьера России Сергея Нарышкина. Предметом встречи опять же стала энергетическая сфера. 15 марта было подписано соглашения между Россией, Болгарией и Грецией о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис, и в связи с этим стороны рассмотрели возможность увеличения проектной мощности Каспийского трубопроводного консорциума.
Успехом российской политики можно считать и скорый рабочий визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву и ответный визит главного энергетического переговорщика в Центральной Азии премьер-министра России Михаила Фрадкова. Закрепит российско-казахстанские отношения и в частности в энергетической области и Форум деловых кругов Казахстана и России, который пройдет в этом году.
Другим объектом внимания энергетической дипломатии и центрально-азиатской борьбы стал Туркменистан. В феврале тот же Фрадков посетил Туркменистан. Новый президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов подтвердил обязательства по соглашению 2003 года об оптовой продаже туркменского газа «Газпрому», согласно которому российский газовый монополист покупает его у Ашхабада по $100 за тыс. куб., а европейским потребителям продает по $230. Что нанесло определенный урон китайским интересам, которые надеялись подписать соглашение о поставках газа с Туркменбаши. Но отец всех туркмен не успел это сделать.
США пошли другим путем. Не претендуя на туркменский газ, в Ашхабад, по неостывшим следам Фрадкова был направлен заместитель помощника государственного секретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Стивен Р.Манн. В ходе этого визита США выразили готовность помочь Туркменистану в развитии топливно-энергетического сектора.
Активизация политики США очевидна, как и проигрыш Китая, который делает ставку на ШОС. Почему-то, не помня о том, что ШОС — это саммиты. А встречи раз в год вряд ли способствуют лоббированию необходимой политики. Тем более Туркменистан не член ШОС. Проигрывая, но, желая напомнить значение ШОС, Китай заявил свое веское «нет» проведению совместных военных учений ШОС и ОДКБ. Мотивировав это тем, что ШОС это политический и экономический блок, а не военный.
Пока великие государства решали свои энергетические проблемы, страны Центральной Азии продолжают противостоять угрозам боевиков и наркотрафика. В Оше задержан очередной наркоторговец, Агентство по контролю за наркотиками в Бишкеке пресекло один из каналов поставки опия в Россию. Таджикские и афганские силовики в Афганистане ликвидировали 7 нарколабораторий. Китайские пограничники обезвредили группу террористов из Исламского движения Туркестана. Начались очередные изъятия листовок и брошюр Хизб ут-Тахрир, задержания членов этой организации.
Обратить внимание на действительные центрально-азиатские проблемы смогли только международные организации. Спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель и заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков в январе обсудили планы борьбы с терроризмом и наркотрафиком. А в феврале генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа встретился с директором Центра по предотвращению конфликтов ОБСЕ Гербертом Салбером, которые также отметили важность противодействия афганским наркотикам и стабильности на афганско-таджикской границе.
Другая международная структура, а именно Европейская комиссия в свою очередь посетила Агентство по контролю за наркотиками Таджикистана для проверки реализации специальных программ противодействия наркотрафику. Россия в это же время открыла представительство Федеральной Службы по контролю за наркотиками в Таджикистане, а французы и американцы заявляют, что военные базы будут находиться в Центральной Азии пока не исчезнет угроза терроризма в Афганистане.
Ничего особенного или странного, но на самом деле показательно.
Ведущие державы мира не особенно озабочены терроризмом и наркотрафиком в Центральной Азии. Как видно основной интерес великих держав сосредоточен в сфере энергетики. Терроризм и наркотрафик оставлен на долю стран Центральной Азии и международным организациям. Наверно именно потому так много международных организаций рождаются и действуют в регионе.
Слабый интерес со стороны России, Китая и США к вопросам безопасности должен быть вызван улучшением ситуации в регионе, но 2006 год свидетельствует об увеличении насилия и наркопроизводства в Афганистане. Риск проецирования ситуации в Афганистане на Центральную Азию возрастает, но пока же в первые месяцы 2007 года кроме директора ФБР Джона Неграпонте, это особенно никого не беспокоит, так как будто терроризм, наркотики и стабильность государства, это не взаимодополняемые вещи, а независимые угрозы безопасности, не влияющие на стабильность в энергетической сфере.

Максим Старчак, Нижний Новгород

Оценить статью
(0)