Род братьев Запашных прославился еще в конце XIX века. Клоуны, гимнасты, акробаты — практически все ипостаси циркового искусства прошли предки знаменитых дрессировщиков, прежде чем прославиться в укрощении хищников. Сегодня «Цирку братьев Запашных» рукоплещет американская публика и жители Поднебесной. На прошлой неделе Аскольд и Эдгард представили свое новое шоу и алматинской публике. Накануне премьеры один из продолжателей знаменитой династии рассказал о своих слабостях и страхах корреспонденту
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Определенного места приобретения малышей не существует. Отлажена система обмена информацией среди знакомых людей — работников зоосадов, зооцирков. Когда на свет появляется потомство, дрессировщикам об этом сообщают. У нас, к сожалению, нет возможности выбора животных по определенным параметрам, так сказать «техническим данным», поэтому нам приходится брать малыша и подстраивать под него свою работу. Цирк — это ведь творчество, а то, что касается творчества, не имеет обязательной программы или формулы. Артист — вольный человек, поэтому если мы берем новое животное, то у нас есть возможность определять, какие роли отдать одним животным, а какие другим. Если, к примеру, это грузный, но красивый тигр, он может просто украшать номер, а прыгать будут
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Все зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. Здесь ситуация примерно та же, что и с тиграми — у людей, работающих в труппе, много разных по сложности функций. Кроме того, есть большая разница между людьми стремящимися и не стремящимися. Возьмите любую профессию, в ней всегда бывают падения и успехи как у людей талантливых, так и не совсем. Мама очень хотела быть рядом с отцом. Сначала она была его ассистенткой, потом стала артисткой, но высот циркового искусства она так и не достигла, оставаясь лишь украшением номера. Так что артист цирка, как вы понимаете, это понятие
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: С некоторых пор я убежден в том, что дела сердечные планировать нельзя. У меня нет
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Цирковые артисты отличаются от людей, работающих в
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: К сожалению, не учили. В советское время режиссура в цирке заключалась лишь в том, чтобы в главке следили за тем, чтобы в программе не было похожих номеров и в города один за другим не приезжали, к примеру, дрессированные слоны. Существовала такая должность, как инспектор манежа, который определял последовательность выступлений от легкого номера до «гвоздя программы». Потом настала свобода, с Запада хлынул огромный поток информации, следовательно, появилась конкуренция между труппами. Зрители, увидев шоу Майкла Флетли или Дэвида Копперфильда (которые являются цирковыми иллюзионными постановками), уже не соглашались платить деньги за отечественный цирк. С тех пор и стала востребована должность режиссера цирка, который отвечает за неповторимость, оригинальность
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Да, причем я очень люблю ходить в цирк, даже если заведомо знаю, что это полный «трэш». Я сделал вывод, что информацию надо собирать, а знание — это реально сила. Если ты просто убежден в
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Конечно, и этого не мало. Для меня страх — чувство необходимое, потому что без него человек бы не чувствовал опасности, не знал меры. Разумеется, страх должен быть по возможности контролируем. Если ситуация подразумевает предстоящую опасность, то к страху нужно готовиться для того, чтобы успеть среагировать и не руководствоваться страхом и паникой. Я не стараюсь нести в массы образ бесстрашного человека, это красиво, но не думаю, что проявление героизма — ввязаться в драку с пятью пьяными отморозками. Я попытаюсь такую ситуацию «разрулить», а если получится, может, даже и убежать. Страх ли это? Думаю, это, скорее, разумное отношение к ситуации. Если же говорить конкретно, то я боюсь глупой смерти, потому что я возложил на себя ответственность — от меня во многом зависит немало людей. Поэтому подвергать себя неоправданному риску не могу, но это не значит, что я не люблю бросать себе вызов. Парашют и сноуборд для меня удовольствие.
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Я очень усидчивый человек, если бы у меня была не такая нервная работа и руки порой не тряслись от волнения, то я, наверное, мог бы стать часовым мастером со своей усидчивостью. Отец меня с детства приучил браться за
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Я не видел в жизни ни одного человека, который бы не поддавался дрессуре. Все неподдающиеся, как правило, сейчас отбывают сроки в местах не столь отдаленных. Мы живем в замкнутом мире и все делим общую территорию. К тому же мы все в этом мире взаимоконтролируемы, даже президент подчиняется и народу, и парламенту. Иначе наступит анархия и хаос. Правила поведения, правила общения — все то, где задействован больше, чем один человек, это своего рода дрессура. Как только люди встречаются, они устанавливают между собой правила общения и
ЛИТЕР-Неделя:
А. З.: Стараюсь быть контролируемым, но я понимаю, что я порой, как часть системы, являюсь дрессируемым сотрудниками ГАИ, к примеру. А в личном плане, думаю, я готов согласиться на взаимную гуманную дрессуру, чтобы приносить счастье любимому человеку и самому быть счастливым.
Беседовала Жама Гафур, фото Сергея Ходанова, Алматы