Портрет школьного убийцы

Портрет школьного убийцы

Массовые убийства в школах и ВУЗах США происходят регулярно. В отличие от иных типов насильственных преступлений, убийцы сознательно выбирают школу в качестве мишени и не ограничиваются одной жертвой. Во многих случаях убийцами становились учащиеся или выпускники пострадавшей школы, однако достаточно часто убийца не имел прямого отношения к этому учебному заведению.
Несмотря на то, что подобные преступления широко известны и привлекают внимание общества, об их причинах и мотивах, побуждающих убийц устраивать «кровавые бани», известно мало. Обычно анализ преступлений базируется на двух китах — изучении статистики и допросах преступников. Однако стрельба в школах оставляет слишком мало информации: эти преступления совершаются относительно редко, а убийцы очень часто оказываются неспособными дать информацию — они либо кончают с собой на месте событий, либо погибают в перестрелке с полицией. Поэтому многие исследователи этого феномена подчеркивают, что их выводы ни в коем случае нельзя воспринимать как абсолютно объективные — недостаток информации для анализа неизбежно приводит к ошибкам и пробелам.
За последние два десятилетия Американская Психологическая Ассоциация опубликовала много исследований феномена школьных убийств. В них обращается внимание на то, что это уникальный тип преступления. Во-первых, убийца изначально настроен на то, чтобы унести как можно больше жизней. Он не приходит в школу, чтобы убить только обидчика или наказать свою девушку, ушедшую к другому. Даже убив (ранив) недруга, он не останавливается. Некоторые психологи (например, автор многих работ на эту тему — профессор Дьюи Корнелл из Университета Вирджинии) уверены, что здесь есть попытка подражания видеоиграм или кинофильмам, герои которых, обходят здание и убивают, убивают, убивают… Во-вторых, убийство является основным и единственным мотивом совершения преступления. Обычные преступники убивают с какой-то целью, например, самообороны или грабежа. Школьные убийцы только убивают.
ФБР в 1999 году опубликовало доклад (называется «Школьный Мститель»), в котором выделены основные черты молодых людей, наиболее склонных совершать подобные преступления. Авторы исследования указывают, что их выводы имеют косвенный характер, потому что подобными чертами обладает слишком много подростков. В любом случае, потенциальный организатор школьных побоищ — мужского пола (девушки совершали подобные убийства крайне редко), принадлежит к белой расе (то есть, не является представителем недолюбливаемого меньшинства), ему 16 лет, он обладает хорошим здоровьем и высоким уровнем интеллекта.
Он происходит из семьи среднего класса, однако его семья имеет большие внутренние проблемы (например, родители постоянно ссорятся и враждуют друг с другом), о чем окружение не знает. Он считает себя «волком-одиночкой», часто принадлежит или декларирует свою принадлежность к группировке, пропагандирующей ненависть (к примеру, один из подобных убийц — американский индеец — считал себя истинным арийцем и декларировал свою любовь к нацистской Германии). Этот подросток ходит в общественную, а не частную школу. В его семье были случаи психических заболеваний, алкоголизма и/или наркомании. В доме потенциального убийцы хранится оружие, он сам умеет стрелять и уже пытался применять оружие против врагов внутри семьи. Школьные убийцы практически никогда не занимались спортом.
Потенциальный убийца имеет проблемы с самооценкой, он нечестен, скрытен, склонен к нарциссизму и вандализму, не способен наладить контакт с основной группой своих однокашников и часто испытывает серьезные проблемы в общении с девушками (однако ни один из школьных убийц не был гомосексуалом или бисексуалом).
Еще ряд особенностей связан с духовной жизнью подобных людей. Они интересуются не религией, а насилием — реальным или нереальным. Они постоянно фантазируют на темы насилия, часто играют в соответствующие компьютерные игры, смотрят фильмы, слушают музыку, украшают свою комнату плакатами и картинами соответствующего содержания. Во время совершения преступления первыми жертвами школьного убийцы в большинстве случаев становятся женщины или успешные ученики.
Любопытно, что школьные убийцы практически никогда не имели репутации драчунов или хулиганов. Кроме того, их знакомые сообщали, что чувство юмора у них было не развито, или принимало пугающие формы.
В 2002 году Секретная Служба США и Министерство Образования США опубликовали доклад о закономерностях подобных преступлений в США. В нем, в частности, обращается внимание на следующий факт: большинство насильственных преступлений в американских школах происходят в районах, населенных малообеспеченными людьми, где хорошо развита криминогенная среда — то есть, школы находятся в эпицентре рутинной криминальной активности, а многие малолетние преступники посещают или когда-либо посещали эти учебные заведения. Однако массовые убийства в подобных школах происходят крайне редко — убийцы по неизвестным причинам предпочитают атаковать вполне благополучные школы, расположенные в пригородных или сельских районах, где обитает средний класс.
Кроме этого, крайне сложно составить портрет «типичного» массового убийцы такого рода. Традиционные факторы отбора, практикуемые американскими криминалистами при поиске, например, серийных убийц, здесь не подходят. Большинство организаторов резни в школе выросли во вполне благополучных семьях (хотя некоторые были приемными детьми или их родители были разведены) и не особо страдали от унижений (впрочем, некоторые исследователи утверждают, что подобные убийцы иногда мстили своим реальным или выдуманным обидчикам).
Всех убийц объединяет только одно: во всех случаях, стрельба в школе начиналась по заранее обдуманному плану, а не была спонтанной акцией. Будущие убийцы тщательно готовятся к преступлению, они собирают настоящие арсеналы, обсуждают свои планы со знакомыми или даже вывешивают информацию об этом в Интернете.
В 2007 году психиатр Рональд Пайс опубликовал в газете Psychiatric Times статью, в которой обратил внимание еще на один аспект проблемы: убийцы выбирают в качестве жертв людей, имеющих символичное значение для них лично, а не для общества. К примеру, в 1989 году в Канаде убийца ворвался на территорию Монреальской Политехнической Школы с криком «Я ненавижу феминисток!», после чего застрелил 14 студенток — студентки с тубусами были для него символом феминизма. В 2006 году убийца ворвался в школу, расположенную неподалеку от американского городка Никель Майнс, где учились дети амишей — религиозной группы, пропагандирующей ненасилие и пацифизм. Он мстил за унижения, которые претерпел 20 лет назад, а амиши стали для него символом чего-то неприятного — в школе он убил пятерых девочек. Еще более показательная история случилась в 1979 году. 17-ти летняя школьница из города Сан-Диего в подарок на Рождество получила помповое ружье. Через две недели после праздника, она пришла в свою школу и открыла огонь. Восемь детей и полицейский были ранены, двое учителей, пытавшихся спасти жизни школьников — убиты. После того, как убийцу арестовали, она объяснила причину своих действий, заявив буквально следующее: «Я ненавижу понедельники!».
По данным Министерства Юстиции США, большинство атак на школы завершалось без помощи правоохранительных органов. Нападавшие либо прекращали огонь по собственной инициативе, либо кончали жизнь самоубийством, либо нейтрализовывались другими школьниками/студентами.

Оценить статью
(0)