Грузия продвигает свой план урегулирования конфликта

Грузия продвигает свой план урегулирования конфликта

Грузия продвигает свой план урегулирования конфликта

Администрация президента Михаила Саакашвили стремится заручиться поддержкой НАТО и ООН в отношении своего плана урегулирования так называемых «замороженных конфликтов» Грузии с Абхазией и Южной Осетией.
За прошедшую неделю главные усилия Грузии в дипломатической сфере сосредоточились на Южной Осетии. 20 апреля грузинское руководство «представило» Дмитрия Санакоева — поддерживаемого Тбилиси альтернативного лидера Южной Осетии — западным дипломатам и представителям международных организаций в ходе 65-го семинара «Роуз Рот» Парламентской Ассамблеи НАТО, прошедшего в грузинской столице.
Как сообщил эксперт временной парламентской комиссии по вопросам восстановления территориальной целостности Зураб Бендиашвили, Санакоев и де-факто лидер сепаратистского региона Эдуард Кокойты официально не числились участниками конференции, но были приглашены присутствовать на мероприятии. Однако Бендиашвили дал понять, что не стоит придавать слишком большого значения появлению Санакоева на этом форуме. Он отметил, что поскольку грузинское правительство создало для Санакоева административный пост, то такие «неформальные мероприятия», как данная конференция, не столь важны.
Де-факто
правительство Кокойты осудило действия Тбилиси по продвижению Санакоева. В своем совместном заявлении, опубликованном 22 апреля на сайте руководства в Цхинвали, де-факто власти Абхазии и Южной Осетии подвергли критике поддерживаемые Тбилиси «марионеточные правительства» в обеих зонах конфликта. «Цель таких действий — ни для кого не секрет, — говорится в заявлении. — Грузинское руководство стремится создать иллюзию урегулирования, используя для этого суррогатные власти на временно подконтрольных ему территориях…Если правительство Грузии намерено и дальше провоцировать напряженность, Сухуми и Цхинвали будут вынуждены официально отказаться от продолжения переговоров с Тбилиси».
Оба де-факто лидера объявили, что если грузинское правительство добьется поставленной перед собой задачи по вступлению в НАТО, они откажутся от переговоров, целью которых является достижение политического урегулирования.
Хотя в программу организованного НАТО семинара в Тбилиси и входило заседание по урегулированию конфликтов, политолог Шалва Пичхадзе считает, что НАТО не принимает и не принимало активного участия в попытках урегулирования грузинских конфликтов. Он отметил, что присутствие Санакоева на семинаре стало хорошей возможностью для правительства представить альтернативного лидера западным дипломатам и международным организациям, однако НАТО попросту «не интересуют» подробности планов страны в области мирного урегулирования. По словам Пичхадзе, председателя правления неправительственной организации «Грузия в НАТО», на сегодняшний момент Организация Североатлантического договора явно более заинтересована в других вопросах, главным образом в проведении демократических и экономических реформ.
Как отметил на семинаре генеральный секретарь Парламентской Ассамблеи НАТО Саймон Ланн, НАТО надеется, что конфликты будут урегулированы до вступления Грузии в альянс — хотя их урегулирование само по себе не должно иметь определяющего значения. «Мы надеемся, что эти конфликты будут урегулированы до этого момента, но вместе с этим необходимо отметить, что конфликты не должны стать барьером на избранном пути», — процитировали 19 апреля различные грузинские СМИ слова Ланна.
Кроме семинара, в этом месяце Тбилиси представилась и другая возможность рассказать о своих планах мирного урегулирования. 10 апреля премьер-министр Зураб Ногаидели ознакомил участников заседания Совбеза ООН в Нью-Йорке с мирными инициативами Грузии в Абхазии. Согласно сообщениям СМИ о выступлении Ногаидели, сегодня Грузия готова предоставить территориям несколько меньше автономии, чем это предполагали предыдущие планы мирного урегулирования. Подробности последнего плана грузинского правительства по мирному урегулированию пока официально не разглашались. 12 апреля де-факто министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба потребовал от Тбилиси не обольщаться «иллюзиями» о готовности Сухуми согласиться на автономию в составе Грузии. «Мы можем говорить только о наших межправительственных отношениях», — отметил Шамба в интервью телекомпании «Имеди».
Три дня спустя после выступления Ногаидели Совет безопасности продлил мандат миссии ООН по наблюдению в Грузии. По мнению политологов, резолюцию за номером 1752 можно в лучшем случае назвать ограниченной победой грузинской дипломатии. Хотя формулировки резолюции где-то благоприятны для Грузии, аналитики указывают, что Совбез не поддержал усилий Тбилиси, направленных на введение международных миротворческих сил, что сократило бы возможность России влиять на события. В своей резолюции полугодовой давности Совет безопасности неодобрительно отозвался о проведении Грузией «полицейской» акции в верхней части Кодорского ущелья — подконтрольной Грузии территории Абхазии.
Грузинские чиновники в целом остались довольны последней резолюцией, в которой подчеркивается идея территориальной целостности Грузии и содержатся многочисленные упоминания территории как «Абхазия в Грузии». Одновременно с этим резолюция по-прежнему апеллирует к абхазской и грузинской «сторонам». По мнению министерства иностранных дел Грузии, резолюция 1752 содержит новое, «объективное требование» Совета безопасности — право на возвращение в родные места более чем 200 тыс. грузинских перемещенных лиц, а также представителей «нового поколения, растущего за пределами» зоны конфликта. Посол Грузии при ООН Ираклий Аласания назвал резолюцию «еще одним шагом» на пути к урегулированию конфликта.
Люди, далекие от правительственных кругов, не столь оптимистичны в своих оценках. Такие конфликтологи, как д-р Гиорги Хуцишвили, отмечают, что решение Совбеза было более «сдержанным», чем надеялся Тбилиси. «На мой взгляд, [резолюция 1752] не содержит ничего существенно нового, — отметил Хуцишвили, занимающий пост директора Международного центра по конфликтам и переговорам. — Это очень сдержанная резолюция, которая призывает обе стороны возобновить диалог и выполнить решение Женевской встречи [группы стран-друзей ООН в феврале]…Все ожидали, что после Женевской встречи решение Совбеза будет более передовым».
Резолюция 1752 не стала возлагать ни на кого вину за произошедший в марте инцидент, когда три ракеты класса земля-земля взорвались в ущелье, где расположена штаб-квартира поддерживаемого Тбилиси правительства в изгнании. По версии грузинского правительства, нападение было делом рук России. Москва отрицает свою причастность к инциденту. В течение последнего месяца возглавляемая ООН четырехсторонняя комиссия, созданная для расследования инцидента, изучала обстоятельства случившегося. На сегодняшний день комиссия пока не озвучила свои выводы. Хотя Совет в своей резолюции 1752 и осудил это нападение, Хуцишвили отмечает, что документ не содержит слов подлинной «озабоченности» судьбой проживающего там гражданского населения — или о праве Тбилиси на их защиту.
Российские власти также высоко отозвались о резолюции 1752. По словам российского посла при ООН Виталия Чуркина, в заявление был включен «ряд» поддерживаемых Москвой инициатив, наиважнейшей из которых является поддержка ООН пребывания миротворческих сил СНГ — а фактически России — в зоне конфликта.
Грузинское правительство давно пытается отменить соглашение 1994 года, согласно которому Россия — в основном через миротворческие силы СНГ — получила предпочтительный статус в переговорном процессе. По мнению Тбилиси, миротворческие силы, в которых доминирующую роль играет Россия, больше препятствуют, чем содействуют процессу урегулирования. Грузинское правительство уже заручилось поддержкой ряда государств, таких как Украина, в своем стремлении изменить состав миротворческих сил. Однако Тбилиси пока не располагает достаточной международной поддержкой, чтобы преодолеть противодействие России любым переменам.

Молли Корсо, независимый репортер и фотожурналист, Тбилиси

Оценить статью
(0)