Сегодня Жилищный кодекс позволяет владельцу квартиры свободно ею распоряжаться. Но очень скоро он не сможет выселить бывшего супруга или другого прописанного в ней родственника, даже если жилье было в собственности владельца еще до свадьбы.
Приобретать квартиры и дома, в которых прописан
Сам депутат объясняет необходимость изменений в закон заботой о детях. По его словам, в случае распада семьи суды выселяют детей из квартир, оказавшихся в собственности одного из родителей, и таким образом нарушают права несовершеннолетних.
- Сам Жилищный кодекс этого не предполагал. Суды просто неверно трактуют его положения, — заявил Крашенинников. — Но это та ситуация, когда проще внести уточняющую поправку, чем объяснять судам, как правильно применять закон. Тем более что Верховный суд счел выселение детей возможным.
Для исправления ситуации Крашенинников предлагает дополнить пункт 4 статьи 31 Жилищного кодекса словами, гарантирующими проживание несовершеннолетних в квартире собственника. Благие намерения законодателя понятны. Однако если при разводе суд отдает ребенка одному из родителей, не имеющему жилья, то он тоже получит право остаться жить с ребенком. То есть хозяин жилплощади будет обречен жить с бывшей «половиной».
По мнению руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко, это частичный возврат к советской системе: «Продать такую квартиру будет невозможно — это „висяк». Кроме того, Репченко считает, что поправка будет тормозить ипотеку:
- Вот представьте, взяла семья кредит. Оформили его на папу. Потом фиктивно развелись, а забрать квартиру банк уже не может — там несовершеннолетний, сохраняющий право пользования жильем. Банку "большое спасибо", и семья продолжает жить дальше.
Еще одна поправка касается тех, кто проживал в квартире до ее приватизации, но не принял в ней участия. Например, жилье было оформлено в собственность одного из членов семьи. Сейчас в случае продажи квартиры родственники подлежат выселению. Теперь законодатель решил сохранить за ними право дальнейшего проживания вне зависимости от любых сделок. Видимо, так хотят защитить стариков от недобросовестной родни. Однако Репченко напоминает о многочисленных мошенничествах