Москва и Вашингтон нужны друг другу

Москва и Вашингтон нужны друг другу

Москва и Вашингтон нужны друг другу

Возможна ли новая «Холодная война» между Москвой и Вашингтоном? К этому, по сути, сводится большинство дискуссий в мировых СМИ по итогам выступления президента РФ Владимира Путина на последней, Мюнхенской конференции по безопасности.
Однако в силу новых исторических условий, разных весовых категорий СССР и России, говорить о возврате к «Холодной войне» не вполне корректно. Скорее, возможна конфронтационная модель взаимодействия, наподобие той, что существует между США и Ираном в последние десятилетия. Впрочем, в любом случае речь Путина не являлась призывом к войне. В ней лишь констатировалась ситуация, в которой оказались мир и Россия в последние годы. Российский президент представил картину, которую многие, особенно на Западе, не хотят признать. То есть они либо продолжают существовать в эпоху «Холодной войны», либо пребывают в уверенности, что однополярный мир, Pax Americana, состоялся. Путин также еще раз объявил о том, что Россия претендует на активное участие в мировой политике, и предложил приложить усилия для построения коллективной системы безопасности в новых условиях многополярности.
Однако многополярность — не залог стабильности. Каждый раз, когда в такой системе нарушалось равновесие сил, возникала война. В условиях, когда ООН и другие международные институты фактически парализованы, возникает перспектива хаоса.
И в этом контексте противостояние России и США может стать одним из многочисленных конфликтов, но отнюдь не центральной осью системы международных отношений, как это было в период советско-американского противоборства.
Но возможна и другая модель взаимодействия между Москвой и Вашингтоном. Ведь мы больше не являемся оппонентами при возникновении любого международного конфликта, напротив, можем быть заинтересованы в сотрудничестве для их урегулирования. Особенно в таких важных одновременно для обеих стран регионах, как Ближний и Дальний Восток, СНГ, Европа. После поражения в Ираке США пытаются перейти от односторонних действий к балансированию на международной арене. В этом случае Вашингтон может быть заинтересован в поддержке Москвы для поиска политического решения иракской, иранской и корейской проблем. Более того — необходимость сдерживания претензий Китая на роль новой сверхдержавы, а также предотвращения новой волны исламского радикализма может подтолкнуть США к более тесному взаимодействию с Россией, которая получает возможность активизировать свою политику на международной арене. И это можно использовать для поиска договоренностей и компромиссов между двумя странами, особенно по тем вопросам, где их интересы совпадают.
При этом наиболее эффективным может оказаться взаимодействие в 6-сторонних форматах по Ирану и Северной Корее. Если удастся добиться успеха в решении иранской проблемы, как это произошло с КНДР, то Вашингтон лишится повода для развертывания своей системы ПРО в Восточной Европе. Во всяком случае, в дипломатической борьбе по этому вопросу Россия получит более широкую международную поддержку. Взаимосвязь между этими вопросами можно и нужно использовать в интересах Москвы. Компромисс, который позволил бы избежать конфронтацию из-за размещения американской системы ПРО на территории Восточной Европы, необходим для установления атмосферы доверия между Россией и США. Отметим, что пока окончательного решения на этот счет нет.
Несмотря на призывы немедленно перейти к «сдерживанию» России администрация Буша предпочитает не форсировать конфронтацию с Москвой. Судя по всему Белый дом и Госдепартамент пока не отвергают возможности сотрудничества с РФ по определенным вопросам, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. О потенциале российско-американского взаимодействия свидетельствуют и последние опросы общественного мнения, проводившиеся в США. Согласно ним лишь 2% американцев считают Россию врагом. Со своей стороны, Москва заинтересована в создании коллективной системы безопасности в многополярном мире с участием всех центров силы. Ее создание невозможно без США. Интересы нашей безопасности требуют и предотвращения многосторонней гонки ядерных и современных обычных вооружений, что также невозможно без взаимодействия с Вашингтоном.
Важно также создание многостороннего механизма по Афганистану с участием не только России, США и НАТО, но и Китая и Индии. Необходимо объединить усилия, чтобы не допустить возвращения талибов к контролю над этой страной. Мы могли бы сыграть более важную политическую и экономическую, а при некоторых обстоятельствах — и военную роль в коллективных усилиях по решению этой задачи.
Наконец, необходимы крупные инициативы по спасению и модернизации режима контроля над ядерными вооружениями. Пока Вашингтон отказывается от серьезных переговоров. Но сегодня есть возможность разморозить ситуацию, а для этого требуются не общие слова, а набор конкретных предложений. При этом речь должна идти не только о двусторонних переговорах, но и совместных российско-американских инициативах по проведению многосторонних консультаций с участием всех ядерных держав.
В любом случае Москве пора не только реагировать на инициативы США и других стран, а играть куда более активную роль. Это станет возможным, если наше дипломатическое искусство мы начнем подкреплять финансово-экономическими рычагами. Прошли те времена, когда у России не было денег. Бесплатно защитить национальные интересы нельзя. Вопрос лишь в том — готовы ли мы к этому?

Сергей Рогов, директор Института США и Канады Российской академии наук
РИА «Новости» специально для «Эхо»

Оценить статью
(0)