По доброй воле

По доброй воле

По доброй воле

Офис еврокомиссара по внешним связям и политике добрососедства Бениты Ферреро-Вальднер распространил информацию о том, что МИД Беларуси принял положительное решение об открытии офиса Еврокомиссии в Минске. Этого решения в Брюсселе ждали с 2005 года, когда белорусским властям был направлен соответствующий запрос. Все эти годы с официальным Минском шел переговорный процесс, на котором белорусская сторона всемерно пыталась минимизировать для себя возможные последствия открытия  полноценного представительства Еврокомиссии. По неофициальной информации, в частности, заметную озабоченность белорусских властей вызывали намерения Брюсселя ввести в штат представительства специального сотрудника, который бы был наделен правами уполномоченного по правам человека в Беларуси. Очевидно, что белорусскому МИД и так хватает хлопот, связанных с аналогичным уполномоченным по Беларуси в ООН Адрианом Северином, попавшим за свою активную деятельность в список персон нон грата для официального Минска. Видимо и поэтому к планам Еврокомиссии открыть в Минске свой офис в руководстве Беларуси относятся с подозрением. Этого не скрывает и президент Лукашенко.
Еще в ноябре прошлого года, говоря о желании Еврокомиссии открыть офис в Минске, Лукашенко заявил: «Мы никому не препятствуем работать в Беларуси, но хотим, чтобы к нам с мечом больше не приходили.  Если кто-то хочет открыть у нас представительство, белорусская сторона должна четко понимать, для чего это делают. На этот счет у МИДа есть определенная позиция… Мы высказали им свои соображения». Эти соображения заключаются, по словам представителя МИД, в том, что белорусская сторона рассматривает представительство Еврокомиссии как эффективный канал для налаживания прагматичного конструктивного сотрудничества Беларуси с ЕС. С учетом имеющегося совершенно очевидного и взаимного интереса таких сфер очень много: энергетика, развитие трансъевропейских транспортных коридоров, сотрудничество в области охраны совместных границ и развитие соответствующей приграничной инфраструктуры, борьбу с нелегальной миграцией, торговлей людьми, организованной преступностью, реализацию трансграничных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды. «Все это те сферы, на которых, как нам представляется, следует делать основной акцент в нашей будущей совместной работе с представителями Европейского союза»- пояснил представитель белорусского МИД. Не секрет, что недоброй в памяти руководства Беларуси осталась работа в конце 90-х другого офиса Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске во главе с доктором Хансом-Георг Виком. Его обвинили во вмешательстве во внутренние дела Беларуси. Кстати, как и А. Северину ему запрещен въезд в Беларусь.

Как известно, до сих пор интересы Брюсселя в Беларуси представляет по совместительству Делегация (посольство) Еврокомиссии в Киеве во главе с послом Иеном Боугом. А его первый советник Жан-Эрик Хольцапфель непосредственно отвечает за отношения с Беларусью. После одобрения белорусским внешнеполитическим ведомством, следующим шагом в переговорах с официальным Минском станет обсуждение соглашения между Беларусью и Евросоюзом об условиях открытия представительства Еврокомиссии в белорусской столице. Трудно сказать, сколько времени может занять это обсуждение. В МИД Беларуси пока не готовы назвать дату открытия в Беларуси представительства Европейской комиссии.
Само решение об открытии представительства Еврокомиссии Александр Лукашенко назвал актом доброй воли. При этом он отметил, что «у этого офиса Еврокомиссии будут определенные рамки деятельности». Факт существования «определенных рамок» или «специальных договоренностей» подтвердил представитель МИД. Но если такое представительство имеет статус посольства, то, как эти «рамки» будут соответствовать общепринятым правилам работы дипломатических миссий?
Понятно, что в силу существующей политической системы в Беларуси все решает глава государства. И такая степень зависимости от субъективного фактора не вызывает в Брюсселе оптимизма в желанной нормализации отношений с официальным Минском. Тем не менее, поиск взаимоприемлемых решений при доброй воле продолжается.
Весомым козырем в дискуссиях, как представляется, является аргумент еврочиновников, напоминающих о существовании в Брюсселе официального представительства Беларуси при Еврокомиссии. Естественным паритетом в двусторонних отношениях, говорят они, должно быть полноценное представительство Еврокомиссии и в Минске. Некоторые наблюдатели полагают, что одобрение МИД Беларуси на открытие офиса Еврокомиссии может быть вызвано и тем, что в ближайшем будущем  власти не планируют каких-либо значимых политических кампаний, связанных с голосованием избирателей. И поэтому, открытие еще одного иностранного представительства, которое своей работой могло бы вызывать раздражение у белорусских властей особого беспокойства вызывать не должно.
В феврале текущего года директор Департамента внешних отношений Еврокомиссии Энеко Ландабуру заявил, что Европейская комиссия готова оказать консультативную и техническую помощь Беларуси в обмен на некоторое «облегчение» политического режима в Беларуси. «ЕС готовый предоставить Беларуси даже такие же преимущества, как и Украине, но в обмен на демократические реформы», — сказал Энеко Ландабуру. При этом он отметил, что для начала предоставления помощи Беларуси со стороны ЕС Беларусь должна выполнить несколько требований, а именно — освободить экс-кандидата в президенты, профессора Александра Козулина и других людей, осужденных по политическим мотивам. Энеко Ландабуру также отметил, что фактором, свидетельствующим о демократизации Беларуси, станет открытие в Минске представительства Еврокомиссии.
Напомним, что в ноябре 2006 года глава представительства Еврокомиссии в Украине посол Иен Боуг также заявил о том, что в случае демократических преобразований в Беларуси ЕС предоставит ей торговые преференции, упростит визовый режим и окажет финансовую помощь на сотни миллионов евро. Но пока, следует отметить, в отношениях между Брюсселем и Минском присутствуют  двенадцать известных условий Евросоюза по нормализации отношений и отсутствуют торговые преференции.

К сведению:

О сотрудничестве между Республикой Беларусь и Европейским Союзом

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами были установлены в августе 1992 года.
В ходе визита в Минск делегации Комиссии Европейских сообществ в ноябре 1992 года было принято решение о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), призванного заменить Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии от 18 декабря 1989 г.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами было подписано 6 марта 1995 г. в Брюсселе в рамках визита Президента Республики Беларусь в Королевство Бельгия.
До вступления в силу СПС регулирование торгово-экономических отношений должно было осуществляться на основе Временного соглашения о торговле, которое, в свою очередь, было подписано 26 марта 1996 г.
С 1997 года, в позиции ЕС стали нарастать критические подходы к политике белорусских властей через призму общеевропейских ценностей. 15 сентября 1997 г. Совет ЕС принял Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, в соответствии с которыми Евросоюз приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Со стороны Евросоюза СПС ратифицировали парламенты восьми государств-членов (Австрии, Великобритании, Дании, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Швеции), а Бундестаг ФРГ, также ратифицировав СПС, не произвел соответствующую нотификацию.
В результате введения Евросоюзом в одностороннем порядке в 1997 году ограничений на сотрудничество с Беларусью процесс развития и укрепления институциональных отношений был заторможен.
Республика Беларусь заинтересована в продвижении прямого взаимодействия с Европейским союзом в сферах взаимного интереса: транзита, транспорта, энергетики, региональной и субрегиональной безопасности, противодействия трансграничным угрозам, охраны окружающей среды.
На сегодняшний день Европейский союз является крупнейшим инвестором в экономику Беларуси. Объем привлеченных в 2006 г. в Республику Беларусь из государств-членов Европейского союза инвестиций составляет около 2,8 млрд. долларов США, что на 125 процентов превышает аналогичный показатель 2005 г. При этом основные объемы инвестиций поступали из Великобритании (1,5 млрд. долларов США), Германии (400 млн.), Австрии (276 млн.), Кипра (243 млн.) и Латвии (150 млн.). Наиболее популярными для инвесторов остаются нефтехимический, энергетический и банковский секторы. Кроме того, инвестиции активно привлекаются в Беларусь в форме кредитных линий на модернизацию производственных мощностей предприятий.
Тенденция роста в торговле отражает растущую взаимозависимость экономик Беларуси и ЕС: в Европе востребована белорусская продукция, в то время как для Беларуси важны европейские рынки сбыта.
Европейский Союз является крупнейшим донором технической помощи Республике Беларусь, оказываемой через Программу технического содействия странам СНГ (ТАСИС).
За годы действия ТАСИС в Беларуси реализовано 320 проектов на сумму около 204 млн. евро, или более 40 процентов от всей иностранной технической помощи, поступившей в страну с 1991 года. В стадии реализации находятся 9 проектов на сумму более 26 млн. евро.
ЕС оказывает техническую помощь Беларуси в следующих областях: охрана окружающей среды, обустройство пограничной инфраструктуры, социальная защита, ядерная безопасность, борьба с нелегальной миграцией и контрабандой, образование, местное управление. Основными получателями техпомощи в Беларуси являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство внутренних дел, Государственный комитет пограничных войск, Государственный таможенный комитет, Комчернобыль, Белгидромет, Проматомнадзор, областные исполнительные комитеты.
Республика Беларусь также вовлечена в реализацию трех программ добрососедства ЕС: «Польша-Украина-Беларусь», «Латвия-Литва-Беларусь» и «Регион Балтийского моря».
Под реализацию проектов по данным программам Европейским союзом для Беларуси и других, вовлеченных в них стран (Россия и Украина), по линии ТАСИС выделено около 19 млн. евро.
В настоящее время проводятся консультации с приграничными государствами-членами ЕС по формату новых программ трансграничного сотрудничества в рамках нового Европейского инструмента добрососедства и партнерства, пришедшего на смену Программе ТАСИС ЕС 1 января 2007 г.

Роман Яковлевский

Оценить статью
(0)