4 мая Президент Виктор Ющенко достиг договоренности с
Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии: "Я думаю, что Партия Регионов не имела конструктивной инициативы, не имела понятного для них виденья того, как закончится этот процесс. Они видели лишь две модели поведения: повысить градус противостояния с неизвестными последствиями, без уверенности в своих силах, или согласиться на досрочные выборы, а затем торговаться о сроках проведения выборов. Из этих двух альтернатив Премьер выбрал вторую. Но это ошибочный выбор, и сами альтернативы ошибочны".
Кость Бондаренко, директор Киевского института проблем управления им. Горшенина: "До конца мы поймем ситуацию лишь после того, как будем знать содержание секретных переговоров, которые происходили. А такие переговоры имели место. Я не верю, что наши политики являются такими альтруистами, что договариваются исключительно из соображений общего блага и мыслей о том, что нужно
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
Очевидно, Виктор Федорович понял, что у Президента есть ресурсы, политические возможности, воля для того, чтобы любой ценой провести досрочные выборы, и они бы состоялись без участия Партии Регионов. Таким образом, Партия Регионов рисковала бы остаться не только вне парламента, но и вне большой политической игры вообще. Тем более, что у Партии Регионов есть достаточные политические, финансовые, электоральные возможности для того, чтобы повторить свой успех 2006 года и претендовать на формирование коалиции и пост
Премьер-министр
Николай Михальченко, президент Украинской Академии политических наук: "Партия Регионов — партия, которая представляет интересы большого бизнеса. Для большого бизнеса и вообще для всего бизнеса очень плохо наличие политической нестабильности. Бизнесовые круги, в первую очередь, приняли решение пойти на компромисс с Президентом. А Партия Регионов, как представитель бизнесовых интересов, безусловно повинная была эту волю выполнить.
Кроме того Европе и всему миру не нужна Украина, как больной человек Европы. Внешний фактор для нас очень важен. Опять же это толкало на то, чтобы пойти на компромисс и найти выход. Тем более, что Европейский Союз и Совет Европы призывали политиков Украины этот компромисс достичь. Следовательно, и внутренние факторы и внешние факторы способствовали компромиссу.
Ситуация в Украине насколько политически запутана, что нужно было решать этот гордієв узел. Развязать его можно было лишь одним нормальным путем — путем компромисса".
Андрей Ермолаев, президент Центра социальных исследований «София»: "Это неверное толкование сути переговорного процесса. В действительности, по состоянию на 1 мая мы уже имели два решения, которые определяли необходимость досрочных выборов. Мы имели повторный указ Президента относительно досрочных выборов и имели постановление Верховной Рады от 30 апреля. И там, и там определялась необходимость досрочных парламентских выборов, хотя в постановлении речь шла еще и о президентских выборах. Потому дискуссия шла в русле того, как выйти из конфликта решений, какие процедуры необходимы, чтобы эти выборы состоялись, и какой будет дата. Собственно то, над чем сейчас работает рабочая группа.
После переговоров в пятницу было объявлено о прекращении политической войны, была подведена черта под разными вариантами решений относительно выборов, а также свернута угроза перевода кризиса власти в социальный кризис. Но после этих переговоров мы еще не имели от Президента и Премьера четких ориентиров относительно того, что и как будет делаться. Потому и появилась рабочая группа. Негативная же коллизия выборов заключается в том, что переговоры были подхвачены медиа и политиками. Каждый начал
Сегодня мы видим, что ситуация становится понятнее, торги продолжаются. И пока не будет решено несколько ключевых моментов — даты, процедуры относительно того, каким решением запускаются выборы — то до тех пор говорить о выходе из кризиса рановато. Но позитивным следствием переговоров в пятницу было то, что они сняли общее напряжение".