13–16 апреля 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады
Сколько политических партий необходимо сейчас России?
|
2001 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
одна сильная правящая партия |
34 |
34 |
38 |
32 |
30 |
две или три большие партии |
41 |
44 |
39 |
42 |
46 |
много относительно небольших партий |
4 |
6 |
4 |
5 |
7 |
политические партии нам вообще не нужны |
8 |
6 |
7 |
7 |
6 |
затруднились ответить |
13 |
10 |
12 |
14 |
13 |
Мнения о поправках в закон о выборах, ограничивающих численность членов партии, необходимую для ее регистрации и формального признания.
29% опрошенных считают, что поправки, внесенные в 2004 году в закон о политических партиях, касающиеся увеличения членов политической партии, нарушают конституционные права граждан на объединения в политические партии, 31% — с ними не согласны и не рассматривают эти изменения в законе как нарушения гражданских прав. 41% опрошенных — затруднились с ответом в силу своей не информированности или незначимости для них этих вопросов.
Такое распределения мнений по стране свидетельствует о том, что в общественном мнении эти вопросы слабо артикулированы, что в обществе нет устойчивых представлений о том, какова должна быть минимальная численность партии, необходимая для ее регистрации, что у людей слишком мало информации относительно этих вопросов организации политической жизни в стране, что подобные вопросы не получили достаточно полного освещения в общественных дискуссиях, в прессе, на телевидении и т.п. Фактически это означает,
Анализ ответов респондентов, принадлежащих к разным социальным и демографическим категориям населения, показывает, что эти проблемы волнуют прежде всего более образованные слои и группы, более заинтересованные ходом политических событий и процессов, происходящих в стране, соответственно, более информированными о них. Именно в этих группах российского общества отмечается преобладание мнений о том, что упомянутые поправки в закон о численности членов политических партий, необходимой для регистрации последних, представляют собой нарушение конституционных прав граждан.
Так, среди руководителей организаций разного уровня мнение о том, что поправки являются нарушением конституционных прав, разделяют 46% (противоположных взглядов придерживаются 29%), среди предпринимателей — 37% (против 23%), среди студентов аналогичные ответы дали 40% и 26%, соответственно; среди служащих — 31 и 29%. Напротив, среди военнослужащих, работников милиции, рабочих, а также домохозяек мнения о том, что поправки 2004 года в закон о партиях представляют собой нарушение конституционных прав граждан, разделяют меньшинство, соответственно: 23% и 40%, 28 и 33%, 25 и 27%.
В Москве, где население более политизировано и ангажировано, где удельный вес людей с высшим образованием самый высокий в стране, распределение этих мнений выглядит следующим образом: 49% (против 19% и 32% затруднившихся с ответом) считают принятые поправки нарушением конституционных прав граждан. На другом полюсе этой социальной шкалы, в селе или малых городах, распределение противоположных мнений носит обратный характер: там большая часть опрошенных в принятии этих поправок не видит
Отношение к закону о численности членов партий, необходимых для регистрации партии, зависит от уровня образования, включенности человека в политические события, его информированности, широты социального кругозора. Чем выше социальные и культурные ресурсы опрашиваемого, тем выше вероятности получить его негативное мнение о принятых поправках в закон о партиях. И, наоборот, чем менее образован респондент, чем дальше он находится от центров политической жизни, тем с большим равнодушием он воспринимает эти изменения, тем менее значимы для него эти вопросы, но, одновременно, с тем большей готовностью он склонен одобрить и принять все, что делают представители законодательной власти и правительство страны.
На предстоящих в декабре выборах весьма велика вероятность различных злоупотреблений. Только 8% полагают, что не будет никаких процедурных нарушений и фальсификаций). Основная масса опрошенных полагает, что наиболее вероятными злоупотреблениями могут быть следующие (18% респондентов затруднились сказать, будут или нет подобные злоупотребления или назвать их):
Столкнемся ли мы на предстоящих в декабре этого года выборах в Государственную думу России со следующими злоупотреблениями?
подтасовка результатов выборов местными, региональными избирательными комиссиями |
39 |
подкуп избирателей со стороны власти |
33 |
подкуп избирателей со стороны оппозиции |
30 |
исключение из предвыборных списков партий кандидатов, неугодных властям |
26 |
предоставление «Единой России» и другим «партиям власти» тех или иных преимуществ при проведении избирательной кампании |
26 |
отстранение от выборов партий, неугодных властям |
26 |
подтасовка результатов выборов Центризбиркомом |
23 |
не будет никаких злоупотреблений |
8 |
затруднились ответить |
18 |
Насколько серьезное влияние на результаты выборов окажут эти злоупотребления?
очень серьезное/довольно серьезное |
49 |
не очень серьезное/не окажут практически никакого влияния |
23 |
затруднились ответить |
3 |
Сможет ли общественный контроль за подготовкой и ходом выборов со стороны политический партий, журналистов, иностранных наблюдателей значительно уменьшить эти злоупотребления?
да |
32 |
нет |
33 |
затруднились ответить |
9 |
Учитывая все сказанное выше, будут ли предстоящие в декабре этого года выборы в Государственную думу выражать волю населения России?
Определенно да/скорее да |
40 |
Скорее нет/определенно нет |
45 |
Затруднились ответить |
15 |
Будете ли вы считать Государственную думу, образованную на этих выборах, законным и полноправным органом власти?
Определенно да/скорее да |
48 |
Скорее нет/определенно нет |
32 |
Затруднились ответить |
20 |
Исходя из этого, почти половина опрошенных (49%) считает, что эти нарушения и фальсификации окажут серьезное влияние на окончательные итоги голосования (23% - что нарушения будут иметь незначительный эффект или не окажут практически
Тем не менее, парадоксальным образом, опрошенные готовы считать так избранный состав депутатов ГД законным и полноправным органом власти (48%, 32% — нет и 20% затрудняются ответить на этот вопрос).
|
Поддержали бы вы или нет предложение ликвидировать в избирательных бюллетенях графу «против всех»? |
Следует ли вернуть в избирательные бюллетени на выборах всех уровней графу «против всех»? |
|
2004 |
2007 |
Определенно да/скорее да |
18 |
65 |
Скорее нет/определенно нет |
60 |
25 |
Затруднились ответить |
22 |
10 |