ЕС возглавит мировую революцию. Экологическую

ЕС возглавит мировую революцию. Экологическую

ЕС возглавит мировую революцию. Экологическую

Ничто так не сближает, как общая угроза. Однако она должна быть слишком явной, чтобы сделать сближение добровольным и безоговорочным. В вопросе противостояния климатическим изменениям и составляющей этого процесса – производства и потребления энергии — каждая из стран-участниц Евросоюза до недавнего времени была автономна. На весеннем саммите в Брюсселе лидеры ЕС все же сумели  выдавить из противящихся согласие взять на себя обязательства, способные привести к изменению всей структуры национальной энергетики.
27 стран-участниц Европейского союза одобрили предложение Еврокомиссии довести к 2020 году с нынешних 7% до 20% долю возобновляемых источников энергии в своих энергетических балансах, а также на 20% сократить выбросы углекислого газа по сравнению с уровнем 1990 года. Более того, на встрече было заявлено, что, если США и Китай, со свой стороны, предпримут меры по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, ЕС постарается снизить свои не на 20%, а уже на 30%.
По  настоянию ныне председательствующей в Евросоюзе Германии предложение приняло форму задания,  обязательного для исполнения всеми странами-участницами союза. Тем самым, по мнению немецкого канцлера Ангелы Меркель, при активной поддержке которой и был принят «зеленый план», Евросоюз не только сможет сократить свою зависимость от импорта нефти и природного газа, но и стать мировым лидером в новейших энергетических технологиях. «Речь идет о том, чтобы Европейский союз возглавил третью технологическую революцию и стал ведущим экспортером передовых технологий в возобновляемых источниках энергии», — заявила Меркель, призвав коллег «не бояться амбициозных проектов».
Вопрос, возьмет ли на себя Европа роль мирового лидера в борьбе с глобальными климатическими изменениями, был вопросом политической воли, считает председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Он назвал решения брюссельского саммита «историческими». Однако историческое проявление воли в некоторых случаях далось политикам не без нажима.
Польский президент Лех Качиньский назвал разработанную стратегию  «невыполнимой»: в структуре польской энергетики возобновляемые источники составляют около 5%. Как отмечают европейские СМИ, Польша, которая сегодня производит 90% собственной энергии из угля, заняв исключительно жесткую позицию, в очередной раз противопоставила себя другим странам Евросоюза, однако под давлением «старых» членов ЕС Варшава в итоге согласилась с заключительным коммюнике.
В свою очередь, Франция при поддержке Финляндии и ряда стран Восточной Европы предложила включить ядерную энергетику, которая не приводит к выработке углекислого газа, в общеевропейскую стратегию по защите климата Земли и предотвращению дальнейшего разогрева атмосферы в результате промышленной деятельности человечества. Резко против выступила Австрия, конфликтующая по поводу ядерной энергетики с Чехией. Как заявил во время дискуссии австрийский канцлер Альфред Гусенбауэр, Евросоюз не должен преподносить миру ядерную энергетику в качестве «зеленой». Подход к ядерной энергетике каждая из стран ЕС должна определять самостоятельно, подчеркнул он.
Несогласные с общим планом настаивали на увеличении доли атомной энергии, высказывая серьезные протесты по поводу обременения себя обязательствами, сулящими фактическое изменение всей структуры национального энергетического производства. А это, опасаются новички ЕС, неминуемо приведет к замедлению роста их экономик.
Если Дания, выходящая к Балтийскому морю, может стать сверхдержавой за счет силы ветра, то в Чехии нет моря, и преобладает прохладный континентальный климат. Поэтому, по словам Яна Когута, посла Чехии в ЕС, страна не сможет получать 20% энергии с помощью ветра и солнца. Кроме того, отметил он, использование возобновляемых источников обходится гораздо дороже угля или ядерной энергии.
Чехия и Словакия, уверенные в том, что Европа сможет справиться с изменениями климата лишь за счет ядерной энергии, добиваются создания специального форума ЕС по ядерной энергетике, причем обе предложили разместить новую организацию в своих столицах.
Не встретившая инициативу Германии аплодисментами Франция напомнила, что, благодаря своей ядерной программе выбрасывает в атмосферу углекислого газа на треть меньше, чем ФРГ, занимая лидирующие позиции в реализации Киотского протокола. Поэтому президент Франции предложил, чтобы «при распределении усилий учитывались и другие источники получения энергии - ядерное сырье и экологически чистые источники - в энергетическом комплексе каждой страны». Позицию Парижа одобрили лидеры почти всех стран бывшего социалистического лагеря, в том числе Польша.
Но прессинг германского канцлера, настаивавшего на активизации экологических источников - воды, солнца и биогорючего – был непреодолим. Согласно достигнутому стратегическому консенсусу, страны «брюссельского клуба» намерены частично увеличить использование ядерной энергии, хотя в общем объеме производства на ее долю должно приходиться не более 20%.
На саммите «Большой восьмерки», который пройдет в июне в Берлине, Ангела Меркель обязалась добиваться схожей позиции и от членов G-8, не входящих в ЕС, выразив при этом надежду, что Соединенные Штаты, Россия, Япония, а также Индия и Китай последуют примеру европейцев.
Защитники окружающей среды уже поспешили заявить, что без соответствующих обязательств со стороны США, отказавшихся, как известно, ратифицировать Киотский протокол, проект ЕС может и не достичь своих целей, ведь на долю Старого света приходится 14% мирового объема выбросов, в то время как на Штаты - не менее 25%.
В рамках новой стратегии еврокомиссар по экологии Ставрос Димас порекомендовал инициатору ее принятия - Германии - «перестройку начать с себя» и ввести на автобанах ограничение скорости. Снижать выбросы углекислого газа нужно с малого, считает он, возлагая основную ответственность за глобальное изменение климата на развитые страны. А ФРГ, заметил греческий политик, - не только страна-председатель ЕС, но и крупнейшая промышленная держава Европы.
На встрече министров окружающей среды стран Евросоюза, состоявшейся 25 апреля в Копенгагене, Димас заявил, что в плане климатических изменений «следующее десятилетие будет решающим: в течение 10-15 лет выбросы парниковых газов  должны будут достигнуть пика и затем начать падать. Чем дольше мы ждем с принятием необходимых мер,  тем выше затраты».
Цель Европы, обозначенная им, – ограничить повышение средних глобальных температур до двух градусов выше доиндустриального уровня (так называемая стратегия «двух градусов»). Недавние отчеты IPCC показали, что за этим порогом по всему миру значительно повышаются риски катастрофического и необратимого вреда.
Создав концентрацию парниковых газов в атмосфере, развитые страны должны до 2020 года сократить свои выбросы на 30% от уровня 1990 года. До 2050 года - с 60% до 80% в сравнении с уровнем 1990-го, заявил еврокомиссар.
«Мы ожидаем, что все развитые страны возьмут на себя свою часть ответственности. Это касается США и Австралии, не ратифицировавших Киотский протокол», - уточнил он.
В то же время, признал Ставрос Димас, решить проблему изменения климата самостоятельно постиндустриальные государства не в состоянии - необходимо тесное  сотрудничество с развивающимися странами. Для этого, по его словам, Европейская комиссия выдвинула ряд вариантов вовлечения последних в глобальное климатическое соглашение.
Помимо создания Евросоюзом системы торговли выбросами, крупнейшей в мире среди подобных, и усиления исследовательской и технологической кооперации, необходимо усовершенствовать доступ развивающимся странам к финансированию, включая механизмы инновационного финансирования, такие как Global Energy Efficiency и Renewable Energy Fund, убежден участник Еврокомиссии.
В качестве примера удачного технологичного сотрудничества он привел разрабатываемый Европейским союзом совместно с Китаем демонстрационный план по применению угольной технологии, при которой вредные выбросы практически сведены к нулю.
По информации С.Димаса, переговоры относительно глобального соглашения должны начаться в конце года на министерской конференции ООН по вопросам изменения климата, которую будет принимать в Бали  индонезийское правительство. «Эти переговоры должны дополнить наши дискуссии относительно дальнейших обязательств развитых стран по Киотскому протоколу. Они также должны включить полный пересмотр самого Киотского протокола, - сообщил он. - Во избежание пробела, когда первые периоды обязательств и плана закончатся в 2012 году, мы должны достичь глобального международного соглашения относительно дальнейших действий как можно скорее, желательно до 2009 года».
При этом греческий политик подчеркнул, что соблюдение страной фундаментальных экологических принципов отнюдь не противоречит ее устойчивому экономическому развитию: «И IPCC, и Stern Review говорят нам о том, что эффективные действия по решению проблемы изменения климата возможно полностью согласовать с повышением экономического роста. Прогрессивные экономики и бизнесы находят и используют эти возможности для своей выгоды».
Между тем, сегодня никто не может точно сказать, в какую сумму выльется реализация европейского проекта перехода к возобновляемым источникам энергии и сокращения выбросов парниковых газов. И, что не менее важно, как это скажется на целом ряде отраслей экономики.
Обсуждение этой темы будет продолжено и на саммите Россия-ЕС 18 мая в Самаре. Впрочем, если ЕС не удалось добиться единства по ключевым вопросам в Брюсселе, «внутри себя», едва ли будущие переговоры в России будут более успешны. На саммите же в Самаре Жозе Баррозу обещал рассмотреть жалобу литовского премьера Гедиминаса Киркиласа на «Транснефть»: Литва обвинила российскую компанию в умышленном прекращении поставок нефти на НПЗ Mazeikiu Nafta с тем, чтобы добиться расторжения сделки по его покупке польской PKN Orlen. Киркилас, незадолго до брюссельской встречи обратившийся с этой жалобой в Еврокомиссию, рассчитывал на обсуждение вопроса в Бельгии, но не получил поддержки.
Не только он ожидал большего от брюссельской встречи. Ющенко приехал в бельгийскую столицу, чтобы обсудить возможность финансирования ЕС строительства нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк - альтернативы снабжения европейцев нефтью из России. Варшава, в свою очередь, рассчитывала решить вопрос о строительстве за счет ЕС газопровода Nabucco из Средней Азии в Европу в обход России.
Получить деньги в итоге удалось одной Украине: до 2020 года ЕС выделит Киеву 494 млн. евро на инфраструктурные проекты.

Анна Меркова

Оценить статью
(0)