Теория выгодных уступок

Теория выгодных уступок

Теория выгодных уступок

Прошедший в Польше энергетический саммит «четверки» — Украина, Азербайджан, Грузия и Польша — не дал никакой практической пользы. Фактически участники мероприятия констатировали отсутствие на данный момент согласия со стороны стран, владеющих серьезными свободными нефтяными и газовыми ресурсами, дать сырье для транспортировки по гипотетическим «коридорам».
 
Любопытно, что форум не посетил Президент Казахстана Н.Назарбаев, который лично обещал Президенту Польши Л.Качиньскому посетить Краков 11–12 мая. Причина понятная — в это самое время Астану посетил Владимир Путин. Именно под его влиянием для «четверки» и не нашлось «углеводородного ресурса». А вот еще один потенциальный не приехавший участник — Президент Литвы В.Адамкус не приехал по неясным причинам. Но, именно в украинско-литовском энергетическом сотрудничестве появились реальные перспективы.  
Дело в том, что 3 мая литовский Сейм после бурных дебатов отклонил закон о продлении работы второго блока Игналинской АЭС. Председатель комитета Сейма по экономике Б.Весайте, агитировавшая коллег не голосовать за продление срока службы второго блока после 2009 года, обосновывала свою позицию привезенными недавно из Брюсселя соответствующими «установками».
Кроме этого, литовские парламентарии вспомнили о суммах, предоставленных Евросоюзом Литве на проекты по закрытию Игналинской АЭС — использовано уже 300 млн. евро, еще 800 млн. евро планируется выделить на вышеупомянутые цели и проекты энергетики, связанные с закрытием АЭС. В принципе, с экономической и технической точек зрения продление работы второго блока Ингалинской АЭС, возможно, и оправдано, но нельзя нарушать договор с ЕС.  Как известно, закрытие единственной в странах Балтии АЭС было одним из главных условий вступления Литвы в Евросоюз. Вильнюсу пришлось подчиниться, хоть и не очень хотелось. Как минимум на сей счет были разные точки зрения. Ведь с 1999 года, когда Литва взяла на себя эти обязательства, ситуация с энергопотреблением в регионе изменилась — оно заметно возросло.
Очевидно, что политическое решение, продиктованное Евросоюзом, не имеет для литовской стороны экономического смысла. Планируемое на 2009 год полное закрытие ИАЭС и вовсе поставит страну в зависимое положение. Такова, в частности, цена членства в ЕС — литовцы будут вынуждены уже не продавать, а покупать электроэнергию.     Итак, первый блок двублочной станции уже выведен из эксплуатации, второй должен быть закрыт до 31 декабря 2009 года. 
Новую АЭС Литва планирует построить до 2015 года. Но и здесь ситуация не простая -  проблемность сооружения атомных энергоблоков в стране усугубляется тем, что 2 из 3  стран-инвесторов сооружения станции (Эстония и Латвия) не так давно заявили о возможном выходе из проекта. Причина этого — соглашение, подписанное 2 марта между главой правительства Литвы и премьер-министром Польши Я.Качиньским. Дело в том, что Польша стала четвертым государством-инвестором строительства новых атомных реакторов. И если до этого трем прибалтийским странам должны были принадлежать равные доли акций АЭС, то с подключением в проект Варшавы акционерные доли государств в атомном проекте были распределены по новому принципу: Литва — 34% акций, а Латвия, Эстония и Польша — по 22%, что пришлось не обрадовало латвийцев и эстонцев.
Так вот, у Украины появляется  хорошая возможность наладить экспорт электроэнергии в Литву. 
Единственным препятствием может стать «транзитный Минск» — сыграв на нашей слишком большой заинтересованности в будущих поставках, он может добиться сохранения для себя беспрецедентно низких цен на закупаемый у Украины ток. Напомним, что в течение первой половины этого года Украина обязалась экспортировать в Беларусь порядка 1,5 млрд. кВт-ч по 2,4 цента/кВт-ч, что Минску очень выгодно. Ведь себестоимость производства собственного электрического тока у них составляет около 4 центов/кВт-ч. В то же время Украина при себестоимости производства 1 кВт-ч на уровне 4,5 цента получает от этого контракта прямые убытки (в страны Европы мы продаем электроэнергию по цене от 4 до 9 центов за кВт-ч). Так что, стоит ждать интересных украино-белорусских переговоров на эту тему. И находить компромисс надо как можно скорее, не исключено, что Россия сможет предложить Литве свою электроэнергию — например, с достраиваемой в Калининграде ТЭЦ.
А пока Украина с 1 мая повысила цену на электроэнергию, экспортируемую в Молдову, на 1,5% — с 2,65 до 2,69 центов США за кВт/ч. При этом ГПВД «Укринтерэнерго» и молдавская государственная компания Energocom договорились о ежемесячном согласовании цены импортируемой электроэнергии, которое предусматривает ежемесячное повышение экспортного тарифа на 0,01 цента. Таким образом, цена на электроэнергию для Energocom с 1 июня  возрастет на 0,37% — до 2,7 центов за кВт/ч. В любом случае, Молдавия покупает нашу электроэнергию по цене, которая ниже себестоимости. Причины? Сложно ответить. Скорее всего, они находятся в плоскости зависимости в вопросах поставки электроэнергии в юго-западную часть Одесской области, которая осуществляется с Приднепровской ГЭС.
Но, если мы можем позволить продавать себе в убыток электроэнергию в Молдову, почему бы не поступиться и белорусам — ради возможности выйти на перспективный прибалтийский рынок. Кстати, серьезный дефицит электроэнергии испытывают и Швеция с Финляндией. Наиболее простой путь туда для украинской электроэнергии лежит тоже через Белоруссию.

Станислав Королюк

Оценить статью
(0)