В последнее время официальный Минск сделал немало заявлений о скором намерении найти альтернативу российским поставкам нефти. Концепцией энергобезопасности такие поставки через 3 года предусмотрены в объеме 20% от потребности — сейчас это примерно 4,3 млн. т.
Однако, совсем недавно белорусский посол в Литве Владимир Дражин озвучил новую цифру — 7 млн. т, начиная уже с 2008 года. Откуда взялась новая цифра и чем она обоснована, абсолютно непонятно. Тем более, что к технической реализации конкретных проектов по транспортировке альтернативной нефти белорусская сторона до сих пор не приступила. И не очевидно, что сделает это в ближайшее время.
Минск намерен «отработать схемы»
Обеспечение энергобезопасности страны и диверсификация импорта нефти стало одной из основных тем последнего послания к белорусскому народу и Национальному собранию страны А. Лукашенко.
А. Лукашенко заявил, что экономика страны не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов — «сейчас это слишком рискованно». «Многие, особенно в России, ерничают: „Неужели Лукашенко повезет нефть из Азербайджана, Ирана, Венесуэлы в Беларусь, когда российская выгоднее?“. Конечно же, не повезет. Вопрос не в этом: Для нас очень важно заработать дополнительные средства, чтобы купить, неважно у кого, тот товар, который нам необходим», — сказал А. Лукашенко.
В той же Венесуэле, где, по его словам, «не чужие нам люди», Беларусь уже сегодня может добывать 2 млн. т, «а завтра — и все десять».
Было сказано, что Беларусь сможет получить нефть не только для собственных нужд, но и для последующей продажи на мировом рынке.
Очень важно, сказал А. Лукашенко, чтобы мы имели свою нефтедобычу в этих государствах. А если и не свою, то чтобы мы имели проработанные, реальные маршруты поставки нефти на наши заводы. «И если
А бизнесу нужны гарантии
Вероятно, Минск предпринимает определенные попытки обсудить транзитную тему с Вильнюсом. В конце апреля посол Беларуси в Литве Владимир Дражин после встречи со спикером парламента Литвы Викторасом Мунтянасом заявил, что Беларусь уже в следующем году планирует начать ввозить венесуэльскую и иранскую нефть через литовский терминал Бутинге и Клайпедский порт. По словам посла, ежегодный импорт нефти в Беларуси через Литву может составить 7 млн. т (сейчас потребности страны в нефти составляют 21,5 млн. т). Поставки, как отметил В. Дражин, могут начаться уже в 2008 году, а к 2010 году Беларусь планирует добывать в Венесуэле 5 млн. т нефти в
Пресс-служба
Но расширение мощностей Бутинге — это
Но судя по словам литовского
Отсутствие официальных предложений может свидетельствовать о том, что такое решение пока окончательно не принято на уровне высшего руководства Беларуси. Следует также учитывать, что ранее белорусская сторона с традиционной опаской относилась к реализации проектов с частными компаниями в соседних государствах. Решится ли она проявить инициативу в ситуации, требующей этого для обеспечения энергобезопасности страны, пока непонятно.
К тому же сейчас польская компания RKN Orlen, владелец Mazeikiu nafta, обсуждает с литовским правительством инвестиционные проекты стоимостью 1 млрд. USD в НПЗ, в том числе — строительство нефтепровода и нефтепродуктопровода из Польши в Клайпедский порт Литвы, сооружение в порту двух новых нефтехранилищ и т. д. Кроме того, польская компания планирует провести переговоры с правительством Литвы о приобретении контрольного пакета акций терминала Klaipedos nafta, принадлежащего литовскому государству.
Возможно, в этой ситуации профильные белорусские чиновники хотят дождаться результатов этих переговоров, чтобы обсуждать проекты с конкретным владельцем терминала.
Туманные перспективы
Помимо литовского направления, в начале этого года официальный Минск объявил также о возможном транзите нефти в Беларусь через латвийский порт Вентспилс.
Первый
Тогда В. Семашко сказал, что уже проведены предварительные переговоры с совладельцами холдинга Ventspils nafta — компанией Vitol о возможности реализации данного проекта. По его словам, представители иностранной компании также изучают возможность строительства в Вентспилсе необходимых нефтяных терминалов. По оценкам, организация реверсивного движения по «Дружбе» обойдется в 15–30 млн. USD и займет около 2,5 лет. Однако, по имеющимся данным, латвийская сторона до сих пор также пока не получила официальных предложений от Минска о реализации данного проекта.
Нерешительность белорусской стороны в этом вопросе можно объяснить лишь отсутствием четкого видения перспектив развития отечественной нефтепереработки, соответственно, проектов по транзиту нефти. Тем более, что, как недавно заявил А. Лукашенко, о прямых поставках венесуэльской и иранской нефти в Беларусь через прибалтийские порты речь не идет — обсуждаются некие схемы обмена и замещения. Что это за схемы, не уточняется. Специалисты говорят: была бы нефть, а комбинаций может быть множество.
К примеру, в советские времена между СССР, Венесуэлой и Испанией существовали трехсторонние соглашения, по которым Венесуэла поставляла нефть на соседнюю Кубу в счет советских поставок, а СССР в счет венесуэльских поставок направлял танкеры с нефтью к берегам Испании.
Некую похожую комбинацию, возможно, предлагает реализовать и А.Лукашенко: обменять добытую нефть на деньги, а заработанные доллары привезти в страну и купить на них нефть уже по соседству, причем там, где это будет дешевле (не обязательно в России, возможно, в странах Центральной Азии или Азербайджане).
Однако и этот вариант весьма уязвим. Поставки нефти в Беларусь из Казахстана, стран Центральной Азии и Азербайджана весьма проблематичны, поскольку
Альтернативной нефти тоже пока нет
Обострение отношений с Россией, вызванное переходом на новые условия поставок энергоресурсов в Беларусь, заставило белорусские власти спешно искать нефть в самых разных точках земного шара — в Венесуэле, ОАЭ, Иране и Азербайджане. При этом официальный Минск заверяет, что нужная база чуть ли не создана и результат не за горами.
На самом деле, до этого еще далеко. Тем более, что на старте реализации нефтяных проектов белорусская сторона столкнулась с серьезной проблемой нехватки денег для освоения новых месторождений.
Широкий резонанс получил в СМИ недавний визит А. Лукашенко в Азербайджан. Однако реальной возможности прокачивать азербайджанскую нефть транзитом через Беларусь сегодня нет, поскольку нет трубопроводной системы, а везти нефть железнодорожным транспортом через в Беларусь слишком дорого.
По оценкам белорусских чиновников, неоднократно просчитывавших сценарии возможных поставок азербайджанской нефти в Беларусь, в лучшем случае она будет дороже российской на 40 USD/т.
Примерно месяц назад во время визита в Азербайджан,
Теоретически такой вариант возможен. Еще недавно российская компания «Роснефть» завозила цистернами нефть на Мозырский НПЗ из Ставрополья. Но этот бизнес стал для нее невыгодным после того, как Россия ввела экспортную пошлину на поставки нефти в Беларусь. С другой стороны, правила работы с российскими компаниями на азербайджанскую компанию не распространяются, поскольку ей не нужно платить высокую ставку экспортной пошлины на нефтепродукты, которая испугала российских давальцев.
Тем не менее, эта инициатива С Сидорского дальнейшего развития не получила. Специалисты считают, этот бизнес может быть выгоден, если азербайджанская сторона в рамках своих корпоративных схем сможет обеспечить поставки нефти в Беларусь по оптимальным ценам. Но весьма сомнительно, что азербайджанские нефтяники станут это делать в ущерб своему бизнесу. Тем не менее, стремление белорусской стороны диверсифицировать поставки энергоресурсов похвально.
Не исключено, что планируемое наращивание добычи нефти в Азербайджане через 5–10 лет создаст условия для заполнения каспийской нефтью трубопровода
А пока Минск пытается привлечь азербайджанских специалистов к реализации собственных нефтяных проектов в Иране и в Венесуэле. Но дефицит профессиональных кадров — не единственная проблема, с которой столкнутся белорусы в ходе реализации амбициозных нефтяных проектов. Самая острая проблема — нехватка финансовых ресурсов.
По оценкам экспертов, проекты по нефтедобыче в Иране и Венесуэле потребуют около 2 млрд. USD. Такими ресурсами ПО «Белоруснефть», которое вынуждено было в этом году
Непросто найти эти деньги и правительству. Тем более, что в новых условиях поставок российской нефти бюджет Беларуси за 2 месяца этого года потерял около 200 млн. USD. Поэтому сейчас белорусская сторона обсуждает варианты привлечения китайских кредитов в реализацию проектов по нефтедобыче. Взамен китайская сторона поставила условие получить долю в 50% в нефтяных проектах.
Справка
В последнее время Баку развил активную деятельность по поиску выходов на энергетические рынки Европы. Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) ведет переговоры о покупке одного из четырех крупных румынских НПЗ. Параллельно изучается вопрос строительства трубопровода
Эксперты отмечают, что Баку, получив свободные средства от экспорта нефти, меняет стратегию. Если раньше все силы были брошены на прокладку новых маршрутов доставки нефти на мировые рынки, то сегодня, чтобы получить дополнительные доходы, Азербайджан успешно реализует проекты по переработке своей нефти в Европе для дальнейшего реэкспорта в третьи страны.
Планы азербайджанской компании по поиску дополнительных маршрутов и рынков сбыта нефтепродуктов связаны с ожидаемым увеличением объемов добычи собственных углеводородов. В 2009 году в стране будет добыто 50 млн. т нефти, а в 2010 году уровень добычи может достигнуть 65 млн. т.
Татьяна Маненок