Принимая участие в работе VI Евразийского медиа-форума в Алматы, бывший министр иностранных дел Казахстана, а ныне председатель верхней палаты парламента этой страны К.Токаев заявил, что «Казахстан настаивает на освобождении Азии от ядерного оружия». Безусловно, такая благородная идея должна заслуживать особого внимания со стороны международного сообщества.
Однако, при всей видимой актуальности инициативы превращения всего азиатского континента в одну большую безъядерную зону, громкие слова господина Токаева следует рассматривать, как очередную попытку попиарить Казахстан перед другими странами и придать ему имидж лидера, способного возглавить борьбу за мир во всем мире.
В реальности, казахские политики прекрасно понимают, что такая идея в нынешних условиях развития международных отношений является сверх-утопичной и не имеет под собой никаких оснований, которые могли бы по настоящему служить укреплению мер доверия в Азии. В итоге, чего и стоило ожидать, другие страны не восприняли заявление Казахстана всерьез.
Давайте рассмотрим ряд реальных обстоятельств, которые диктуют ситуацию в вопросах ядерной политики в странах Азии. Мировые державы — Россия и Китай вместе с США, Великобританией и Францией входят в число пяти «де-юре» ядерных держав. В Азии, кроме китайцев и русских, ядерными странами являются также Индия и Пакистан, «де-факто» вошедшие в конце прошлого века в «элитарный ядерный клуб». Нельзя забывать и о Северной Корее и Иране, стремящихся к получению ядерных возможностей. Кроме того, к потенциальным ядерным державам можно с уверенностью отнести Японию и Южную Корею, которые не желают оставаться на стороне, когда другие страны стремятся обезопасить себя при помощи ядерного потенциала.
Следует признать, что в современных условиях слома приоритетов международных организаций и норм международного права, фактор ядерного сдерживания и по сей день рассматривается государствами не только как один из инструментов защиты своих интересов в международных отношениях, но и в качестве рычага для сохранения стабильности на региональном и глобальном уровнях. И сколько это будет продолжаться, уж точно никак не зависит от претензии Казахстана на роль главного «миротворца» в Азии.
Если даже предположить, что Пекин или Москва вдруг откликнутся на призыв Алматы и решат отказаться от своего ядерного оружия, то каким образом, по мнению уважаемых казахских политиков, они должны будут обеспечивать свою физическую безопасность от «демократизации по-иракски» силами Запада, не говоря уже о защите своих национальных интересов на международной арене? Что Казахстан может предложить взамен Китаю или России? Защиту их территорий доблестными казахскими вооруженными силами, способными дать отпор любому супостату и готовыми быстро спроецировать наращивание военной силы на Южно-китайское и Желтое море на Востоке, Калининград и Брест на Западе, Панкисское ущелье и Крым на Юге?! Нельзя же всерьез воспринимать наличие взвода казахских саперов в Ираке, помогающих американцам взрывать остатки саддамовских арсеналов, как показатель казахской мощи!?
В условиях обострения противоречий в мире по вопросам дальнейшего соблюдения странами Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и развития противоракетной обороны США и их союзниками в Европе, вряд ли у Казахстана, кроме голословных призывов, имеется какое-либо дельное предложение по решению всех связанных с этим проблем. Достаточно вспомнить, как долго велись переговоры с крупными державами по вопросу объявления Центральной Азии Зоной, свободной от ядерного оружия. Только через девять лет после начала переговорного процесса страны Центральной Азии, при активном содействии ООН, в сентябре 2006 г. смогли подписать Договор о создании ЦАЗСЯО. Договор запрещает в странах региона производство, приобретение и размещении ядерного оружия и его компонентов. Вместе с тем, центрально-азиатские страны могут использовать ядерную энергию в мирных целях. Это самое реальное из того, что можно в настоящее время сделать в рамках региона против глобального распространения ядерного оружия.
С учетом всех реалий нынешней обстановки в области ядерного нераспространения, инициатива Казахстана подтверждает свою полную несостоятельность.
Заявление Астаны о том, что в Россию из Казахстана были отправлены 104 ракет СС-18 стратегического базирования с 1040 ядерными боеголовками, 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95 МС с 240 крылатыми ракетами в качестве жеста доброй воли — не более чем, обман мировой общественности и своего населения. Не откажись в 1992 г. Казахстан от ядерного оружия, сегодня эта республика, с полного и безоговорочного согласия США, КНР и Европы, была бы 90-м субъектом РФ и имела столько полномочий, сколько Ярославская область или Якутия.
Делайте сами выводы, господа.
Фуад Асимов