"Британский экзамен" для российского правосудия

"Британский экзамен" для российского правосудия

"Британский экзамен" для российского правосудия

Официального заявления правоохранительных органов Великобритании по "делу Литвиненко" наблюдатели ждали весь вчерашний день. Британская юстиция не обманула ожиданий СМИ: королевская прокурорская служба Великобритании предъявила обвинение российскому бизнесмену, бывшему сотруднику КГБ Андрею Луговому в убийстве Литвиненко путем отравления. "Сегодня я принял решение, что те доказательства, которые были направлены нам полицией, вполне достаточны для того, чтобы предъявить обвинения Луговому в убийстве господина Литвиненко с помощью намеренного отравления", - приводятся в заявлении Королевской прокурорской службы Великобритании слова главы ведомства Кена Макдональда. Кроме того, сообщил он, Великобритания потребует экстрадиции Лугового из России для проведения над ним суда по делу об убийстве Литвиненко. "Я распорядился, чтобы юристы Королевской прокурорской службы предприняли немедленные шаги для скорейшей экстрадиции Лугового из России в Соединенное Королевство, чтобы ему официально было предъявлено обвинение в убийстве и вскоре после этого он предстал перед судом в Лондоне за это особо тяжкое преступление", - сказал Макдональд.
Пока что адвокаты самого Андрея Лугового, который в России проходит по делу Литвиненко как свидетель, заявили, что не получали уведомлений от прокуратуры Великобритании о предъявлении ему обвинения в отравлении Литвиненко.
Сам Луговой много раз отвергал свою причастность к отравлению Литвиненко. В своем телевизионном интервью после беседы со следователями Скотланд-Ярда российский бизнесмен заявил, что не убивал Литвиненко, и назвал себя жертвой оговора. Луговой назвал это "ложью, провокацией и правительственной пропагандой". "Я не представляю, кто может стоять за его смертью. Конечно, у меня есть свои подозрения", - сказал Луговой, отметив, что понимает, почему является подозреваемым.
В МИД РФ уже заявили, что Конституция России не допускает выдачи российского гражданина иностранному государству для суда и следственных действий. Заниматься же следственными действиями на территории России имеют право только российские правоохранительные органы, для которых Луговой - свидетель, а не обвиняемый. К тому же в Москве не первый месяц намекают, что убийц, мол, следует искать в окружении Березовского и Закаева: им, мол, смерть Литвиненко была нужна для "пиара". Таким образом, теоретически Луговому ничего не угрожает, но только теоретически: по сути дела, он становится "невыездным", так как в любой точке за пределами России британский ордер на арест может "сработать". Не говоря уже о неизбежных потерях для бизнеса.
Да и для России в целом, несмотря на всю бодрую риторику, заявление королевских прокуроров означает весьма серьезную проблему. Прежде всего, версии и догадки - это одно, а выдвижение официального обвинения - уже другое. Тем более на фоне не забытой в Лондоне истории об отравлении болгарского диссидента Маркова. К тому же укол зонтиком с ядом - это одно, а вот радиоактивный полоний в публичном месте, после которого его следы находят у полутора десятков жителей британской столицы, которые вообще не имеют никакого отношения ни к Литвиненко, ни к Березовскому - уже другое. Не говоря уже о том, что дело Литвиненко разворачивается на фоне стремительного ухудшения отношений Москвы с Западом: Россию не то чтобы совсем уж без оснований обвиняют в нарушении прав человека, в неоимперских амбициях и т.д.
А тогда уже становится очевидно, что "дело Литвиненко" превращается для Москвы в политический капкан. Взять Лугового под защиту - слишком "накладно". Пожертвовать им здесь не могут тем более: резонанс будет значительно больше, чем от выдачи командира рижского ОМОНа Сергея Парфенова властям Латвии. Словом, Луговой превращается для Москвы в куда более серьезную проблему, чем Литвиненко при жизни.

Т.Касимова

Оценить статью
(0)