Туркменистан
18-го
Да и новые власти, как ни крути, нарушили столько статей Конституции при наследовании власти, что про эту самую Конституцию лучше не вспоминать вообще, что они и делают… А то! Спикер парламента, который должен был исполнять обязанности президента после смерти Ниязова и был обязан организовать выборы следующего президента, причем без права участия в президентских выборах, был арестован, осужден и сгинул в туркменском зиндане. А узурпаторы узаконили свою власть… правильно — изменением Конституции, придумав новый орган — Совет национальной безопасности… Кстати, уже несколько человек из его первого состава тоже находится за решеткой, а с момента случившегося не прошло еще и полугода. Так может ну ее, эту бумажку…
Или вот, Нурсултан Назарбаев тоже. Только на днях подписал поправки к Конституции Казахстана, которые не ограничивают его права переизбираться на пост президента до, так сказать, физического износа от такого переизбрания…Ведь был же он на похоронах Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши всего 6 месяцев назад, и приезжал в Туркменистан и совсем недавно. И смог убедиться, что вечные тоже умирают, а все их величие быстро выметают из освободившихся помещений наследнички. Не лучше ли просто уйти, а не менять под себя конституцию, гарантом соблюдения которой является президент? И как можно менять конституцию страны, по сути — государственный строй, без мнения народа? А чего стоит мнение «народных избранников», что в лице туркменского Халк Маслахаты, что в лице казахстанского … и всех других азиатских парламентов, всем хорошо известно. Да что там, сам Нурсултан Абишевич уже не раз и не два проделывал такие финты с продлением своих полномочий. То срок президентства изменит, то точку отсчета своего президентства поменяет. Своя рука — владыка, лучше и не сказать. А по соседству товарищ Рахмон(ов) в Таджикистане тоже уже продлил свои полномочия до 2020 года и можно быть уверенным, что году так в 2019 он тоже придумает, как поменять конституцию. Ведь любое ее изменение фактически обнуляет все предыдущие президентские сроки. А товарищ Каримов вообще про основной закон решил забыть, срок его полномочий формально закончился, но
Вот только как власти могут требовать от граждан соблюдения законов при подобном обращении с Основным законом страны со своей стороны? Конечно, время идет и требует изменений и в законах тоже, но не таких и не таким образом, господа…
Глядя со стороны на азиатскую действительность и сравнивая ее с тем, что принято называть демократией даже при всей ее многовариантности, на ум приходят сомнения в адекватности понимания нашими правителями временной действительности. Игры в бирюльки, которые затеяли наши президенты более походят на выходки монархов 17–18 веков, нежели на деяния серьезных политиков
А еще наши родные президенты принялись состязаться между собой в длине и оригинальности стоящих монументов независимости. «Байтерек» в Астане высотой 97 метров увенчанный шаром с явно натянутой идеологией, но с этим справились в свое время в Ашхабаде, там Монумент независимости не ниже и это — Туркменбаши, вращающийся вслед за солнцем. С идеологией в этом случае все в порядке, за вращение вокруг своей оси народ прозвал этот монумент «гриль». Но Казахстан взял своё. С
Кстати, о Вашингтоне. Кто был там, тот видел и знает, что самое высокое строение там — Монумент независимости… более или менее солидно выглядит Капитолий. А вот Белый дом по сравнению с дворцами президентов Туркменистана и Казахстана выглядит просто как сарай. Только вот в этот самый сарай многие сильные мира сего очередь занимают, а во дворцовые Ашхабад с Астаной все больше забегают разного рода проходимцы. Да и люди в окрестностях Вашингтона живут не в пример лучше и достойней окрестностей Астаны и Ашхабада. Так что дело не в длине башен и монументов.
Казахстан
Новость номер один — в Казахстане конституционная реформа. Нурсултан Назарбаев начал, по его словам, создавать
В течение нескольких лет в Казахстане обсуждалась необходимость политических реформ. Сначала в рамках Постоянно действующего совещания по демократизации, потом в Национальной комиссии по демократизации, потом в Государственной комиссии по демократизации. Менялись названия, смысл оставался — представители государства предлагали выбрать из Конституции «весь ее потенциал» и только после этого вносить какие бы то ни было изменения. Прогнозов, даже осторожных, когда потенциал будет выбран, озвучивать не решались. Оппозиция требовала проведения быстрых реформ, которые изменили бы существующую политическую систему.
Все кардинально изменилось в начале этого года, когда Назарбаев распустил госкомиссию по демократизации, а некоторых ее членов пригласил в рабочую группу, которая занялась доработкой предложений по изменению Конституции. Видимо, даже тогда далеко не все ее члены могли предположить, что поправки в Основной закон будут приняты столь стремительно.
В середине мая Назарбаев провел последнее заседание рабочей группы и сообщил, что готов внести поправки на рассмотрение парламента. 16 и 18 мая парламент провел два чтения поправок и оперативно принял их. После их подписания главой государства Казахстан должен бы стать другим, более демократичным. Осталось понять, хватит ли для этого тех изменений, которые были предложены и приняты.
Назарбаев, представляя проект поправок в Конституцию, отмечал, что некоторые предложения позволяют пойти даже дальше, чем предлагали члены рабочей группы и комиссий по демократизации. Основная масса поправок направлена на расширение полномочий парламента и политических партий. Меняется и схема избрания мажилиса — нижней палаты, которая, согласно принятым изменениям, теперь будет состоять только из партийных депутатов. Поправки предусматривают избрание 98 членов палаты по партийным спискам, еще 9 будет рекомендовать Ассамблея народов Казахстана — орган, в котором представлены лидеры этнических общин, проживающих в республике.
В сенате увеличится число депутатов, которые назначаются президентом. Вместо 7 их будет 15, и при их назначении глава государства будет также консультироваться с Ассамблеей народов Казахстана.
Правительство, согласно поправкам, будет формироваться на основе парламентского большинства, его же будет представлять и
Парламент получит больше полномочий для выражения вотума недоверия правительству и отдельным министрам, усилится значение парламента при формировании Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Впрочем, реформы оказалась не столь широкими, как это анонсировалось. Сам нынешний глава государства отметил, что Казахстан все же останется президентской республикой. Депутаты же в деле сохранения в Казахстане президентской власти пошли еще дальше. В день второго чтения поправок в Конституцию группа парламентариев предложила не ограничивать Назарбаева двумя сроками президентства. Фактически Назарбаев получил право стать пожизненным казахским лидером и даже после своего ухода с поста президента он сможет влиять на жизнь страны, будучи руководителем крупнейшей партии
Поправки в Конституцию, существенно меняющие, например, концепцию избрания мажилиса, фактически оставляют существующую систему без изменений — президент Казахстана
Руководитель аналитического центра «Перспектива», политолог Андрей Чеботарев считает, что Назарбаев выигрывает от внесения поправок в Конституцию. "Все поправки направлены на еще большее усиление позиции главы государства, фактически усиливая статус и полномочия парламента, президент на самом деле формирует систему доминирующей партии, которая имеет место, скажем, в Японии, Мексике и в некоторых других странах мира. Это говорит о том, что глава государства пытается создать для себя такую систему, которой он будет управлять по принципу «разделяй и властвуй», — сказал Чеботарев
Депутаты парламента, напротив, считают, что президент не только выразил готовность поделиться частью полномочий, но и сделал серьезный шаг к этому. «Заметен поворот от президентского правления к
Оппозиция
«Я считаю, что эти поправки никакую новизну не содержат, потому что подобные предложения прорабатывались с первых лет независимости государства и все время глава государства… все вопросы привязывал к своему президентскому посту», — сказал он в комментарии «Оазису». Лидер коммунистической партии считает, что действующий президент предложил принять «удобные ему» поправки.
Мурат Айтаков, Вячеслав Таиров, Ботагоз Джумашева, Алматы