Пожизненно первый

Пожизненно первый

Пожизненно первый

Туркменистан

18-го мая в Туркменистане отпраздновали 15-летие Конституции страны. Но как-то странно выглядел этот праздник. Официальное его название звучало «День возрождения, единства и поэзии Махтумкули Фраги». О Конституции в названии праздника ни слова, как будто сами власти стеснялись того, что этот многострадальный документ «…не случайно был принят в дни, когда туркменский народ празднует день рождения великого поэта…» — как писала официальная туркменская пресса. Не странно ли, что основной закон страны не удостоен чести иметь отдельный праздник, да хотя бы выделенное звучание, раз произошло совпадение с его принятием и днем рождения национального поэта? Нет не странно. Почтение к Конституции сами власти потеряли давно, недаром сами же переписывали ее под свои нужды, просто под свою прихоть, чем отличался почивший Сапармурат Ниязов. Сначала из официального лексикона изгонялось понятие «республика», хотя в первой редакции Конституции значилось, что формой правления является президентская республика. На самом деле, от «республики» веет якобинством, фрондерством, властью Советов в крайнем случае, а задумка у Ниязова была совсем другой. Не прошло и нескольких лет и во избежание претензий на восстановление СССР со стороны российских коммунистов, шедших на всех парах во власть, был придуман и введен в Конституцию статус «постоянного позитивного нейтралитета». Интересная деталь, концепция «нейтралитета» была предложена и разработана одним из идеологов туркменской власти того периода, министром иностранных дел Борисом Шихмурадовым. А спустя шесть лет в Конституцию уже вносятся другие изменения, страхующие власть от посягательств, подобных тому, которое организовал сам Шихмурадов и сотоварищи в 2002 году. Ну, а под конец своего правления Ниязов вообще не сильно утруждал себя даже внесением поправок в Конституцию, а проводил свои решения путем голосования поднятием руки на Халк Маслахаты, некой пародией на Народный Совет. А что церемониться, тот же Народный Совет не раз и не два упрашивал Ниязова даже не думать ни о каких выборах, присвоив ему статус пожизненного президента, в очередной раз поправ Конституцию и изменив государственный строй.
Да и новые власти, как ни крути, нарушили столько статей Конституции при наследовании власти, что про эту самую Конституцию лучше не вспоминать вообще, что они и делают… А то! Спикер парламента, который должен был исполнять обязанности президента после смерти Ниязова и был обязан организовать выборы следующего президента, причем без права участия в президентских выборах, был арестован, осужден и сгинул в туркменском зиндане. А узурпаторы узаконили свою власть… правильно — изменением Конституции, придумав новый орган — Совет национальной безопасности… Кстати, уже несколько человек из его первого состава тоже находится за решеткой, а с момента случившегося не прошло еще и полугода. Так может ну ее, эту бумажку…
Или вот, Нурсултан Назарбаев тоже. Только на днях подписал поправки к Конституции Казахстана, которые не ограничивают его права переизбираться на пост президента до, так сказать, физического износа от такого переизбрания…Ведь был же он на похоронах Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши всего 6 месяцев назад, и приезжал в Туркменистан и совсем недавно. И смог убедиться, что вечные тоже умирают, а все их величие быстро выметают из освободившихся помещений наследнички. Не лучше ли просто уйти, а не менять под себя конституцию, гарантом соблюдения которой является президент? И как можно менять конституцию страны, по сути — государственный строй, без мнения народа? А чего стоит мнение «народных избранников», что в лице туркменского Халк Маслахаты, что в лице казахстанского … и всех других азиатских парламентов, всем хорошо известно. Да что там, сам Нурсултан Абишевич уже не раз и не два проделывал такие финты с продлением своих полномочий. То срок президентства изменит, то точку отсчета своего президентства поменяет. Своя рука — владыка, лучше и не сказать. А по соседству товарищ Рахмон(ов) в Таджикистане тоже уже продлил свои полномочия до 2020 года и можно быть уверенным, что году так в 2019 он тоже придумает, как поменять конституцию. Ведь любое ее изменение фактически обнуляет все предыдущие президентские сроки. А товарищ Каримов вообще про основной закон решил забыть, срок его полномочий формально закончился, но что-то не слышно о подготовке к президентским выборам, ни о кандидатах, ни о сроках, про выборы просто забыли. Но есть в наших «азиях» и другая крайность. Цирк с принятием трех Конституций за год, причем как отдельных самодостаточных документов ничего, кроме недоумения вызвать не может. Конституционный процесс в этой стране настолько быстр и скор на расправу, что возникает закономерный вопрос о состоятельности Кыргызстана как государства.
Вот только как власти могут требовать от граждан соблюдения законов при подобном обращении с Основным законом страны со своей стороны? Конечно, время идет и требует изменений и в законах тоже, но не таких и не таким образом, господа…
Глядя со стороны на азиатскую действительность и сравнивая ее с тем, что принято называть демократией даже при всей ее многовариантности, на ум приходят сомнения в адекватности понимания нашими правителями временной действительности. Игры в бирюльки, которые затеяли наши президенты более походят на выходки монархов 17–18 веков, нежели на деяния серьезных политиков 21-го века, причем называющихся демократами. Ну, посудите сами. Один объявляет себя пожизненным президентом, громоздит себе золотые статуи, называет города и месяцы своим именем, а пальцы унизывает перстнями размером с грецкий орех. Другой тоже чудачит, меняет свою фамилию, и других заставляет сделать тоже самое, отменяет праздники, развешивает свастику по всей стране, другой ставит памятник Тамерлану, вырезавшему большую часть соседних народов. Еще один, вот, разрешил сам себе переизбираться президентом до потери пульса. Нет, чтобы сказать, все, пожизненный! Нет, каждый раз будут выборы! К чему такое жеманство, право! Казахбаши великий и пожизненный, точка!
А еще наши родные президенты принялись состязаться между собой в длине и оригинальности стоящих монументов независимости. «Байтерек» в Астане высотой 97 метров увенчанный шаром с явно натянутой идеологией, но с этим справились в свое время в Ашхабаде, там Монумент независимости не ниже и это — Туркменбаши, вращающийся вслед за солнцем. С идеологией в этом случае все в порядке, за вращение вокруг своей оси народ прозвал этот монумент «гриль». Но Казахстан взял своё. С какого-то перепугу казахстанские власти открыли монумент независимости Казахстана… в Вашингтоне. Но и Туркменбаши знал, чем на это ответить. Перед смертью он распорядился проектировать и строить башню высотой в 400 метров, что сейчас и воплощают его приемники.
Кстати, о Вашингтоне. Кто был там, тот видел и знает, что самое высокое строение там — Монумент независимости… более или менее солидно выглядит Капитолий. А вот Белый дом по сравнению с дворцами президентов Туркменистана и Казахстана выглядит просто как сарай. Только вот в этот самый сарай многие сильные мира сего очередь занимают, а во дворцовые Ашхабад с Астаной все больше забегают разного рода проходимцы. Да и люди в окрестностях Вашингтона живут не в пример лучше и достойней окрестностей Астаны и Ашхабада. Так что дело не в длине башен и монументов.

Казахстан

Новость номер один — в Казахстане конституционная реформа. Нурсултан Назарбаев начал, по его словам, создавать президентско-паламентскую республику, расширяя состав и полномочия законодательного органа. Между тем парламент, вдохновленный такими перспективами, сделал ответный реверанс президенту — по-азиатски щедро и широким жестом предложил разрешить первому президенту баллотироваться на высший пост страны неограниченное число раз. То есть, фактически, одарил Нурсултана Назарбаева пожизненным президентством. Примечательно, что при этом парламентом вносится ограничение для всех остальных — «одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз подряд», а срок президентства сокращается с 7 до 5 лет. В целом же, благодаря реформе, Казахстан обретает более сильный парламент, более политизированное правительство, но все же остается со своим первым и единственным президентом.
В течение нескольких лет в Казахстане обсуждалась необходимость политических реформ. Сначала в рамках Постоянно действующего совещания по демократизации, потом в Национальной комиссии по демократизации, потом в Государственной комиссии по демократизации. Менялись названия, смысл оставался — представители государства предлагали выбрать из Конституции «весь ее потенциал» и только после этого вносить какие бы то ни было изменения. Прогнозов, даже осторожных, когда потенциал будет выбран, озвучивать не решались. Оппозиция требовала проведения быстрых реформ, которые изменили бы существующую политическую систему.
Все кардинально изменилось в начале этого года, когда Назарбаев распустил госкомиссию по демократизации, а некоторых ее членов пригласил в рабочую группу, которая занялась доработкой предложений по изменению Конституции. Видимо, даже тогда далеко не все ее члены могли предположить, что поправки в Основной закон будут приняты столь стремительно.
В середине мая Назарбаев провел последнее заседание рабочей группы и сообщил, что готов внести поправки на рассмотрение парламента. 16 и 18 мая парламент провел два чтения поправок и оперативно принял их. После их подписания главой государства Казахстан должен бы стать другим, более демократичным. Осталось понять, хватит ли для этого тех изменений, которые были предложены и приняты.
Назарбаев, представляя проект поправок в Конституцию, отмечал, что некоторые предложения позволяют пойти даже дальше, чем предлагали члены рабочей группы и комиссий по демократизации. Основная масса поправок направлена на расширение полномочий парламента и политических партий. Меняется и схема избрания мажилиса — нижней палаты, которая, согласно принятым изменениям, теперь будет состоять только из партийных депутатов. Поправки предусматривают избрание 98 членов палаты по партийным спискам, еще 9 будет рекомендовать Ассамблея народов Казахстана — орган, в котором представлены лидеры этнических общин, проживающих в республике.
В сенате увеличится число депутатов, которые назначаются президентом. Вместо 7 их будет 15, и при их назначении глава государства будет также консультироваться с Ассамблеей народов Казахстана.
Правительство, согласно поправкам, будет формироваться на основе парламентского большинства, его же будет представлять и премьер-министр. При этом назначаться он будет только после консультаций с парламентскими фракциями.
Парламент получит больше полномочий для выражения вотума недоверия правительству и отдельным министрам, усилится значение парламента при формировании Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Впрочем, реформы оказалась не столь широкими, как это анонсировалось. Сам нынешний глава государства отметил, что Казахстан все же останется президентской республикой. Депутаты же в деле сохранения в Казахстане президентской власти пошли еще дальше. В день второго чтения поправок в Конституцию группа парламентариев предложила не ограничивать Назарбаева двумя сроками президентства. Фактически Назарбаев получил право стать пожизненным казахским лидером и даже после своего ухода с поста президента он сможет влиять на жизнь страны, будучи руководителем крупнейшей партии «Нур-Отан», которая контролирует парламент страны. В то же время срок президентского правления сократится с семи до пяти лет. В данном случае это означает только то, что Назарбаева станут избирать чуть чаще, чем раньше.
Поправки в Конституцию, существенно меняющие, например, концепцию избрания мажилиса, фактически оставляют существующую систему без изменений — президент Казахстана по-прежнему влияет на все происходящее в политической сфере. Поправки делают его даже более влиятельным. К примеру, он теперь может распустить парламент, посоветовавшись лишь с премьером и спикерами палат. Новые полномочия парламента и несколько расширившиеся полномочия маслихатов — местных представительных органов власти — также никак не скажутся на влиянии главы государства, в силу того, что ни в местных, ни в республиканском парламентах практически не представлены депутаты, имеющие отличное от генеральной линии мнение.
Руководитель аналитического центра «Перспектива», политолог Андрей Чеботарев считает, что Назарбаев выигрывает от внесения поправок в Конституцию. "Все поправки направлены на еще большее усиление позиции главы государства, фактически усиливая статус и полномочия парламента, президент на самом деле формирует систему доминирующей партии, которая имеет место, скажем, в Японии, Мексике и в некоторых других странах мира. Это говорит о том, что глава государства пытается создать для себя такую систему, которой он будет управлять по принципу «разделяй и властвуй», — сказал Чеботарев Интернет-журналу «Оазис».
Депутаты парламента, напротив, считают, что президент не только выразил готовность поделиться частью полномочий, но и сделал серьезный шаг к этому. «Заметен поворот от президентского правления к президентско-парламентскому, как это существует во многих развитых странах. Принятие закона нам предлагает очень динамичную, интенсивную работу на будущее. Произойдут коренные изменения в нашем сообществе, начиная от формирования самого парламента», — заявил депутат сената (верхней палаты парламента) Куаныш Султанов, которого цитирует агентство «Интерфакс-Казахстан».
Оппозиция
более сдержанно оценила поправки в Конституцию. Лидер Общенациональной социал-демократической партии Жармахан Туякбай выразил оптимизм по поводу предлагаемых изменений, лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин сказал, что не видит особой новизны в предложениях Назарбаева.
«Я считаю, что эти поправки никакую новизну не содержат, потому что подобные предложения прорабатывались с первых лет независимости государства и все время глава государства… все вопросы привязывал к своему президентскому посту», — сказал он в комментарии «Оазису». Лидер коммунистической партии считает, что действующий президент предложил принять «удобные ему» поправки.

Мурат Айтаков, Вячеслав Таиров, Ботагоз Джумашева, Алматы

Оценить статью
(0)