Испытание в России новой ракетной системы произвело неизгладимое впечатление на американских генералов. Примерно такое же, какое сегодня производит на российских военных попытка США разместить на территории Европы собственную систему противоракетной обороны.
Российские военные торжественно отрапортовали главнокомандующему о том, что новая ракета РС-24 прошла тестовые испытания и готова заступить на боевое дежурство. Как отметил по этому поводу вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, «появились новый оперативно-тактический и стратегический комплексы, которые способны преодолевать любые существующие и будущие системы противоракетной обороны (ПРО)». Военные к этому добавляют: очередное поколение баллистических ракет сменит на боевом дежурстве морально устаревшие комплексы РС-18 и РС-20, больше известные по натовской классификации как «Стилет» и «Сатана». Свое устрашающее наименование на Западе они получили за систему разделяющихся боеголовок, которые делали их недосягаемыми для американской системы «Звездные войны». Теперь, встав на боевое дежурство, новая «реактивная сила» увеличит боевые возможности страны по преодолению систем ПРО и обеспечит безопасность России до 2050 года. Так что в северных просторах стартовала своеобразная операция «Преемник по-армейски», а мир оказался на пороге новой «гонки вооружений».
Официальный Белый дом предпочел особо не комментировать испытание российской межконтинентальной ракеты. Представитель государственного департамента США Том Кейси только с сожалением заявил: «Хотели бы, чтобы русские стали сотрудничать с нами в области противоракетной обороны. Разумеется, ничего из того, что мы предлагали или планировали, не представляет угрозы российским стратегическим возможностям и не должно восприниматься в этом ключе». Также высокопоставленный чиновник администрации Буша-младшего сказал, что Пентагон «займется изучением возможностей новых российских ракет».
В оборонном ведомстве России тоже предпочитают больше говорить не о «холодной войне» и новой американской угрозе, хотя не снимают ее с повестки дня, а о плановых мероприятиях по модернизации армии. К слову, в начале президентства Владимира Путина здесь с большим энтузиазмом встретили выход в дальнее плавание эскадры боевых кораблей, которые при Борисе Ельцине стояли на приколе. А в середине прошлого месяца к берегам туманного Альбиона с особой миссией летали два турбореактивных разведчика Ту-95. В общем, создается впечатление, что российская армия выходит из состояния оцепенения и определяется со своими стратегическими перспективами и потенциальными противниками.
Однако за российско-американским «заговором молчания» эксперты склонны усматривать более серьезную тенденцию, если не сказать проблему, которая может затронуть фундаментальные основы современной международной безопасности. Как полагают специалисты в области безопасности, испытание новой «Сатаны» — это не что иное, как недовольство России характером реализации двухсторонних договоренностей с США в области сокращения стратегических и наступательных вооружений (СНВ). Старт процессу уничтожения ядерного арсенала был дан главами СССР и США в столице Исландии Рейкьявике в 80-х годах и до середины 90-х протекал относительно благополучно. Но в последние годы «американские ковбои» в Пентагоне решили на скаку перепрыгнуть с одной лошади на другую и теперь предлагают не безвозвратно уничтожать боеголовки, а только снимать их с боевого дежурства и складировать. «Но что с того, что эти боеголовки будут сняты с головных частей ракет, от этого их меньше не станет», полагают в российском оборонном ведомстве. Более того, вернуть их в исходное положение также не отнимет много времени, следовательно, так называемое сокращение стратегических вооружений превращается в банальную формальность. В связи с этим очевидно, что последние американские предложения неприемлемы для Москвы, которая намерена избавиться не только от воспоминаний о «холодной войне», но и от ее дорогостоящего наследства. Ведь выгоднее и целесообразнее освободившиеся финансовые средства инвестировать в модернизацию армии и в повышение качества жизни военнослужащих, чем содержать «раздутый» ядерный потенциал времен глобального противостояния России и Америки.
СНВ — далеко не единственный документ, который вызывает озабоченность у российского политического истеблишмента. Не меньше проблем связано и с ДОВСЕ — еще одним соглашением в области сокращения обычного вооружения в Европе. Подписанное странами-участницами в 90-х годах, оно продолжает лежать «на боку» из-за нежелания европейских партнеров ратифицировать его. Брюссель, в отличие от американцев, не предлагает складировать дула от танков, его требования сводятся к тому, чтобы Россия вывела своих военнослужащих из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В Москве не без оснований полагают, что такая акция может закончиться дестабилизацией ситуации у границ РФ. В итоге на сегодняшний день из всех подписавшихся государств этот документ ратифицировали только республики бывшего Советского Союза. Более того, в Кремле не понимают, как можно серьезно говорить о ДОВСЕ, когда НАТО расширяет свои границы на восток, а такие страны, как Польша и Чехия, готовы приютить у себя американскую систему ПРО. Учитывая то обстоятельство, как Россия выстрелила «Сатаной» по СНВ, нетрудно предположить, что аналогичная судьба может постигнуть и ДОВСЕ. По признанию российских военных, РС-24 — это жемчужина процесса модернизации стратегических частей армии, которую венчают крылатые ракеты средней и малой дальности «Искандер-М». Последнее детище оборонного комплекса в один день с обновленной «Сатаной» сдало на «отлично» экзамен на состоятельность. А потому эксперты только вторят военным: «Искандер-М» одинаково хорош и в тактическом бою, и в качестве киллера американской ПРО в Европе, все зависит только от того, в какой части страны он будет размещен. Если на западе, то это уже визитная карточка новой «холодной войны».
Словом, история не развивается, она, как у гегельянцев, все время вращается по замкнутому циклу. В связи с чем очевидно, что очень скоро этот круг снова замкнется где-нибудь в Польше, Чехии или, может быть, в Литве. Тем более что последнее государство также выразило желание присоединиться к большой американской семье ПРО. Как прокомментировал литовский министр обороны Юозас Олекас, такое решение продиктовано угрозой, исходящей от «нестабильных стран, у которых через несколько дней могут появиться технические возможности для атаки». Несмотря на то что Минобороны Литвы не назвало вслух Россию, вполне понятно, какие именно страны имелись в виду. Как говорит вице-президент Женевского международного института по исследованию проблем мира Жозеф Голдблат: «Здесь действует логика эскалации, когда каждая сторона хочет взять верх в схватке. С одной стороны, Россия чувствует себя обманутой бывшими странами-союзниками СССР, сегодня подчиняющимися НАТО. С другой — американцы хотят показать, что они сильнее, нацеливаясь и на Китай».
Замир Каражанов, Алматы