Предыдущая статья

От гипертрофированной президентской республики к парламентской?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

События комментирует политолог Александр Васильев

Или мы просто стали свидетелями отчаянной попытки удержать ситуацию и не допустить внутриаппаратного раздрая на фоне стремительного расползания «голландской болезни» — ответ на эти загадки новейшей российской политики вряд ли даже в форме намеков могут быть получены ранее чем к лету следующего года. Скорее всего — и это пессимистический сценарий развития — второе перевесит.
Конечно же, заявление В. Путина о том, что он возглавит предвыборный список ЕР и что не исключает возможности занять пост премьера в будущем партийном правительстве, — это самая шумная политическая бомба не то что недели — едва ли не всех последних лет нашей политики. Из российских политологов только Д. Орешкин спрогнозировал такое развитие событий.
Решение В. Путина ставит точку в и без того не слишком облачной для ЕР предвыборной кампании. Оценки, что ЕР может недобрать голосов для квалифицированного большинства в будущей Госдуме-2007, вряд ли достаточно обоснованны: если вдруг своих голосов не хватит — эсеры подкинут, ибо слухи об их кончине тоже преувеличены.
Если верить Фонду «Общественное мнение» то электоральный рейтинг у новообразования ЕР+Путин существенно выше, чем у ЕР. То есть ситуация совершенно стандартная для российской политической культуры, в которой харизматическая личность куда сильнее политического института.
Можно предположить — и это самый оптимистичный сценарий — В. Путин, прекрасно понимая эту особенность нашего менталитета и желая приблизить российское общество по уровню развития все-таки к европейскому типу, начал движение к формированию в России парламентской республики взамен того флюсообразного суперпрезидентского строя, который наша политическая культура (а вовсе не В. Путин или до него Б. Ельцин — не надо сваливать на людей ошибки общества) воспроизводит с параноидальным упорством, как ни толкай ее к демократии.
В конструкции, которая может сформироваться к концу следующей весны, может сложиться куда больший политический вес института премьерства, чем президентства. Например, В. Зубков будет куда более слабым президентом, чем В. Путин — премьер-министром. Институт «технического» премьерства сменит институт «технического» президентства. Остаются лишь штрихи — изменить чуть-чуть Конституцию, и тогда президент будет избираться парламентом, а вся полнота исполнительной власти перейдет к премьер-министру, который будет выдвигаться победившей на парламентских выборах партией. Такая конструкция политической системы сможет, наконец, защитить Россию от рецидивов автократизации верховной власти в стране, к которой всенародно избранного или просто захватившего власть лидера его же ближайшее окружение при полном народном согласии будет настойчиво и подобострастно толкать к непрерывному усилению режима личной власти. Кстати, такие системы куда более распространены в развитых и стабильных странах, чем президентские. Например, в Германии, которую В. Путин знает очень хорошо. Если В. Путин поведет после 2008 г. страну по такому пути и сумеет довести до цели, то он войдет не только в российскую, но и мировую историю как один из крупнейших исторических деятелей.
Посему другая версия наблюдаемых реалий куда прозаичнее и не дает особых надежд. Трения внутри правящей верхушки достигли такого уровня, что оставить бригаду товарищей без присмотра просто невозможно. Кроме того, окружение и народ ведь с тоской и тревогой ждут смены начальства — на Руси будущая новая метла всегда кажется хуже привычной старой, как же их бросить — окружение и народ-то?! А кому-то и исход выборов вдруг стал казаться не таким очевидным. Вот и решили застраховаться. А тут еще на фоне, казалось бы, полного благополучия и неуклонного экономического роста вдруг цены на продукты скакнули за месяц так, что стало икаться едва ли не каждому россиянину.
Не надо искать причин роста инфляции в повышении мировых цен на зерно, горючку и т.д. Все гораздо банальнее — ну сколько лет нас предупреждали о том, что в России быстро развивается «голландская болезнь» из-за нарастающего притока халявных нефтедолларов, который отбивает всякую охоту у народа — заниматься бизнесом, а у начальства — тоже заниматься бизнесом, но в том смысле, что не покладая натруженных бюрократических мозолей помогать предприимчивым людям создавать, строить новые производства. Нашего начальника благими помыслами о развитии внутреннего производства не проймешь, и нарастающий импорт провианта и ширпотреба вместо налаживания собственного производства начальника не тревожит.
Вот и приходится новому премьеру начинать со старого — заявлять, что самыми существенными угрозами национальной безопасности является некомпетентность в госуправлении и коррупция — как говорится — это уже теплее… Только почему, и как это все воспроизводится на нашей ниве, и кто это воспроизводит? Гамлетовский вопрос все равно кому-то придется решать, но захочет ли сделать это В. Путин или нам придется ждать нового спасителя, коль скоро сами пока спасаться не научились?