По итогам трех встреч на межгосударственном уровне, прошедших недавно в столице Таджикистана Душанбе, руководители бывших советских республик подписали целый пакет документов. Несмотря на продемонстрированное стремление к большей интеграции, нашедшее свое отражение в этих документах, вопрос о реализации достигнутых договоренностей на практике
Главным событием в ряду этих встреч стал состоявшийся 5 октября саммит стран СНГ. В целом в рамках саммита было подписано 17 соглашений. Среди важнейших договоренностей — базовое соглашение о регулировании трудовой миграции и договор, призванный защитить права мигрантов. Другие договоренности были направлены на развитие свободной торговли между странами СНГ.
6 октября состоялись еще два отдельных заседания — сессия Совбеза Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и саммит ЕврАзЭС.
В ходе заседания ОДКБ российский президент предложил
Кроме того, члены ОДКБ подписали соглашение о сотрудничестве с другой региональной структурой — Шанхайской организацией сотрудничества, ведущими членами которой являются Россия и Китай. В целом же участницами обеих организаций являются Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Достигнутая на саммите договоренность, похоже, укрепляет роль Китая в сфере центральноазиатской безопасности.
«Подписанные в Душанбе документы придают серьезный импульс развитию организации [ОДКБ]», — отметил Бордюжа.
Между тем лидеры ЕврАзЭС договорились об организации к 2011 году действующего Таможенного союза. Три государства — Россия, Беларусь и Казахстан — образуют таможенный союз. Три других государства — Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан — намерены присоединиться к союзу после выполнения ими различных условий по вступлению в эту структуру. Теперь
Путин с одобрением отозвался об итогах состоявшихся в Душанбе встреч, назвав их важным шагом вперед в деле межгосударственного сотрудничества. «Мы сделали принципиально новый шаг в развитии процессов на постсоветском пространстве», — подчеркнул Путин.
Однако несмотря на все достигнутые договоренности, три саммита в Душанбе доказали, что удовлетворить запросы всех
Президент же Грузии Михаил Саакашвили заявил, что СНГ не отвечает грузинским интересам, и отказался подписывать документ о концепции развития СНГ.
Даже на долю хозяина саммита, Таджикистана, выпала своя порция разочарований. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон хотел, чтобы его коллеги по СНГ рассмотрели возможность подписания договоров о совместном пользовании ограниченных водных ресурсов. Его инициативы, однако, не получили развития. Лишь Кыргызстан, который, как и Таджикистан, в первую очередь сталкивается с этой проблемой, активно поддержал инициативу Рахмона о создании системы регулирования водопользования. Как известно, другой сосед Таджикистана, Узбекистан, противится такой инициативе.
Неспособность стран обеспечить взаимодействие в вопросе использования водных ресурсов вскоре может стать вопросом региональной безопасности в Центральной Азии, считает таджикский академик Сабит Негматуллаев, в прошлом президент Таджикской Академии Наук. «В целях обеспечения энергетической безопасности Таджикистан намерен построить два каскада ГЭС на реке Вахш (в центральном Таджикистане) и на реке Зеравшан (на севере страны), — говорит Негматуллаев. — Расположенные в нижнем течении рек страны с быстро растущим населением [то есть Узбекистан и Казахстан] страдают от сезонного дефицита воды, столь необходимой для нужд ирригации. Имея на руках необходимые договоренности, мы могли бы обеспечить стабильное поступление воды в регионе, то есть справедливое распределение ценных ресурсов, зачастую способных превратиться в яблоко раздора».
Константин Паршин, независимый журналист. Душанбе