Идея использования государством своего географического расположения в соответствии с национальными интересами не является новой, но ее реализация зачастую трудноразрешима.
Для Узбекистана концепция транзитного государства не является
Становится очевидным, что в последнее время Узбекистан начал более активно включаться во внешнеполитическую деятельность. В данном случае визит главы Узбекистана в Туркменистан, прошедший 18 октября, является очередным подтверждением избранного Ташкентом внешнеполитического курса, направленного на интеграцию с республиками Центральной Азии с учетом своих национальных интересов.
Нужно отметить, что основные акценты в двухсторонней встрече глав Узбекистана и Туркменистана были сделаны по четырем направлениям:
дальнейшее развитие
Хотя стороны и обсуждали вопросы использования трансграничных рек, результаты переговоров не дали четкого ответа в отношении использования ресурсов Амударьи. Здесь сразу вспоминается план Туркменбаши по созданию в центре пустыни Каракумы так называемого «Золотого моря XXI века». В основе проекта лежит создание бессточного водоема, наполнение которого водами Амударьи способно в значительной степени затруднить водоснабжение Южного Приаралья — Хорезма и Каракалпакистана (Узбекистан), и без того много лет ощущающих недостаток поливной и питьевой воды и связанную с этим экологическую катастрофу.
Также «за кадром» остались и другие аспекты переговоров, которые не дали вразумительного ответа на вопрос, что решили президенты двух стран.
Между тем стали доступны некоторые данные переговоров по вопросам транспортировки и добычи энергоресурсов. Сотрудничество по этим направлениям между двумя странами продиктовано временем, географическим расположением Туркменистана и Узбекистана, а также наличием в недрах двух стран запасов углеводородного сырья.
Стоит отметить, что президенты двух стран Ислам Каримов и Гурбангулы Бердымухаммедов во время встречи уделили значительное внимание майскому соглашению между Узбекистаном, Туркменистаном, Россией и Казахстаном о прокладке нового Прикаспийского газопровода и реконструкции имеющихся нефтегазопроводов из Центральной Азии в Россию. Реализация данного проекта выгодна всем его участникам, так как прикаспийский трубопровод почти в два раза увеличит объем газа, подаваемого из Центральной Азии в Россию. То есть, в общем, к концу реализации проекта объемы прокачки газа будут доведены до 30 млрд. кубометров газа в год.
Не менее интересным выглядит и другой проект по созданию газопровода
Казахстана — 1300 км; Китая — более 4 тыс. 500 км.
Стоит отметить, что соглашение о реализации проекта газопровода
В соответствии с этим документом, по новому газопроводу, ввод которого намечен до 2009 года, Туркменистан будет поставлять в Китай природный газ в объеме 30 млрд. кубометров в год в течение 30 лет. При этом сначала 17 миллиардов кубометров газа. А остальные 13 миллиардов кубометров газа — после освоения месторождений «Самандепе» и «Алтын асыр» на договорной территории Багтыярлык, которую на основе соглашения о разделе продукции будет разрабатывать Китайская национальная нефтегазовая корпорация.
Участие Ташкента в реализации данного проекта позволит не только повысить транзитный потенциал этой республики, но и расширить экспортные направления узбекского газа, что увеличит приток средств в бюджет Узбекистана.
Относительно других областей двухстороннего сотрудничества Узбекистана и Туркменистана, можно отметить, что порядка 100 соглашений, среди которых Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1996 год), Договор о дружбе, укреплении доверия и развитии сотрудничества (2004 год), подписанные Ташкентом и Ашхабадом, — в настоящее время используются не в полной мере.
И вполне вероятно, что визит в Туркменистан главы Узбекистана должен стать катализатором активных действий двух сторон в направлении реализации подписанных межгосударственных соглашений и определении новых путей сотрудничества между двумя
Олег Сидоров