Кто бы из кандидатов-финалистов ни стал президентом США, Украине рассчитывать на особую благосклонность Вашингтона не приходится
Стартовал заключительный этап схватки за американский Белый дом. И хотя до окончания американской избирательной гонки еще пять месяцев, международные эксперты старательно ищут ответ на вопрос: какой будет внешняя политика США как безусловного мирового лидера после президентских выборов? С присущим нам национальным идеализмом в Киеве многие политики ожидают от перемен на Капитолийском холме существенных позитивных изменений во всех сферах украинской политики.
Претенденты, демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн, — люди, совершенно разные по возрастным, идеологическим и биографическим данным. Джон Маккейн — ветеран политики, относительно предсказуемый, прямой и опытный, что чрезвычайно важно для интересов «молодых демократий», к которым относится и Украина. Барака Обаму многие американцы успели прозвать «человеком, меняющим историю и воплощающим «американскую мечту» в жизнь».
Действительно, он в значительной степени ориентирован на внутренние американские проблемы. Обама пока не является влиятельной фигурой в большой политике США и поэтому в среднесрочной перспективе вряд ли пойдет против конгресса, например в вопросе инициатив по противоракетной обороне в Чехии и Польше.
Но именно с Обамой либералы связывают надежду на обновление мировой политики. «США нужно сменить тон во внешней политике, отказаться от «ковбойской дипломатии» Джорджа Буша, который занимается «пустыми угрозами и бряцанием оружием», — заявляет кандидат Демократической партии, подогревая подобные ожидания.
Однако и кандидат республиканцев дистанцируется от международной политики ныне действующего президента США. Маккейн будет продолжать политику Джорджа Буша, но это будет совсем другая политика, постоянно подчеркивают в его окружении.
Главным различием во взглядах на внешнюю политику между идеологами избирательных штабов можно считать войну в Ираке. Республиканцы (и лично Маккейн) считают, что американские войска должны оставаться в Ираке до победного конца, даже если это займет еще сто лет. В то же время демократы выступают за скорейшее окончание войны в Ираке. Советник Барака Обамы Збигнев Бжезинский уверен, что президент-демократ выведет американские войска из Ирака до конца 2009 года.
Расширение НАТО является вопросом, который объединяет демократов и республиканцев. Однако если Бжезинский — автор популярной в Украине «Великой шахматной доски» — считает, что главная цель расширения альянса — «обеспечение безопасности по разделительной линии между Атлантическим сообществом и Россией», то советник республиканского кандидата Джон Болтон убежден, что «НАТО должно быть открыто для расширения по всему земному шару и не ограничиваться только странами Североатлантического региона». Причем Болтон полагает, что Россия и Запад должны искать совместную структуру безопасности. То есть характер американско-российского политического диалога при условии победы на выборах Джона Маккейна может существенно облегчить евроатлантические устремления украинской власти.
Полностью совпадают взгляды истеблишмента Демократической и Республиканской партий в готовности к решению международных проблем в обход Совета безопасности ООН как в вопросе о независимости Косова, так и любых других случаях, затрагивающих интересы США.
В вопросе палестинско-израильского урегулирования и отношений с Ираном Барак Обама выглядит намного радикальнее своего республиканского визави. В начале июня он заявил, что в случае своей победы на выборах будет оказывать самую серьезную поддержку Израилю, добавив, что Иерусалим останется столицей Израиля, и он должен быть неделимым. Этим Обама поверг в шок как палестинское руководство, так и весь арабский мир.
Отвечая на вопросы о том, как он сам, став президентом, будет действовать в случае нападения Ирана на Израиль, Обама постоянно подчеркивает, что США не откажутся от своих союзнических обязательств перед этой страной, и не исключает возможности военных действий с привлечением арсенала средств, имеющихся в распоряжении американского президента. Видимо, речь идет о планах Белого дома по нанесению ударов с воздуха по ракетным заводам и точкам дислокации войск спецназа в Иране из-за помощи, которую Тегеран оказывает иракским повстанцам.
Понятно, что заявления Обамы связаны с желанием привлечь на свою сторону большинство еврейских избирателей. По американской традиции кандидатов в президенты делят на «голубей» и «ястребов». В нынешней ситуации имеем сразу двух «голубей», но «очень тяжеловооруженных». И, учитывая нынешние условия конкуренции за контроль над мировыми ресурсами, вопрос «какой американский политический уклон для Украины лучше — республиканский или демократический?» ставить бессмысленно.
Принципиальной разницы нет. Оба кандидата в президенты США — Маккейн и Обама — являются выразителями консенсуса в американской внешней политике клана неоконсерваторов, с одной стороны, и клана радикальных демократов — с другой.
В недавнем прошлом большинство американских инициатив в отношении Украины озвучивали конгрессмены-республиканцы. Именно с ними активно сотрудничал Украинский комитет в конгрессе. Сегодня лоббизмом в сенате и конгрессе США занимаются отдельные влиятельные украинцы. Украина не входит даже в десятку внешнеполитических приоритетов Вашингтона. Главным, и едва ли не единственным, направлением сотрудничества с Украиной представители обеих партий США видят создание «рубежей свободы» для влияния не только на Кремль, но и на страны Старой Европы.
Как неоднократно заявляла действующий государственный секретарь США Кондолиза Райс, преемственность внешней политики США состоит в том, что для решения экстраординарных проблем ХХІ века Государственный департамент проводит и будет проводить «трансформационную дипломатию». Цель трансформационной дипломатии — строить и поддерживать демократические, эффективно управляемые государства, готовые ответственно вести себя в международной системе.
Перед кем, Бараком Обамой или Джоном Маккейном, будет проще «отвечать» украинскому политическому истеблишменту, станет известно 4 ноября.
Андрей Мишин, директор Института стратегической политики